Педагог социальный

ЗОЖ

Сохранение и укрепление здоровья

 

Сохранение и укрепление здоровья – одна из глобальных задач человека и человечества.

Здоровье, согласно Уставу ВОЗ, это состояние полного физического, духовного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов.

Здоровье подразделяется на: физическое, психическое, социальное, духовное и социальное.

Понятие «здоровье» неотделимо от понятия «образ жизни», который определяется как устойчивый, сложившийся в определенных общественно-экономических условиях, способ жизнедеятельности людей, проявляющийся в их труде, досуге, удовлетворении материальных и духовных потребностей, нормах общения и поведения.

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это стиль жизнедеятельности, соответствующий наследственным особенностям организма, условиям существования человека, ориентированный на культуру сохранения, укрепления и восстановления здоровья, необходимого для выполнения личностно и общественно значимых функций.

Составляющие З.О.Ж.:

1) умеренное и сбалансированное питание;

2) режим дня с учетом динамики индивидуальных биоритмов;

3) достаточная двигательная активность;

4) закаливание организма;

5) личная гигиена;

6) полноценный сон (8 – 9 часов в сутки);

7) грамотное экологическое поведение;

8) психогигиена и умение управлять своими эмоциями;

9) сексуальное воспитание;

10) отказ от вредных привычек;

11) безопасное поведение в быту, на улице, в школе, обеспечивающее предупреждение травматизма и отравления.

Многочисленными медико – социальными исследованиями установлено, что здоровье населения обусловлено более чем в 50% условиями и образом жизни, в 18 – 22 % - состоянием окружающей среды, 20 % - генетическими факторами, 8 – 10 % - состоянием здравоохранения.  

В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ – ЗДОРОВЫЙ ДУХ 

Здоровье – это самое большое богатство, которое является достоянием всего общества.  Крепкое здоровье обеспечивает нам долгую и активную жизнь, способствует выполнению наших планов, помогает преодолевать трудности, а также дает возможность успешно решать жизненные задачи.

Жизненный опыт показывает, что обычно заботиться о своем здоровье люди начинают лишь после того, когда недуг даст о себе знать, но лучше не ждать заболевания, а с детства начать вести  здоровый образ жизни.

Доказано, что здоровье населения обусловлено более чем в 50% условиями и образом жизни, в 18 – 22 % - состоянием окружающей среды, 20 % - генетическими факторами, 8 – 10 % - состоянием здравоохранения. Поэтому, не случайно все больше людей посвящают свой досуг занятиям физической культурой и спортом. Физическая активность стимулирует многие жизненно важные функции организма, а ее ослабление вызывает опасные нарушения. Поэтому не стоит пренебрегать утренней зарядкой, желательно подниматься и спускаться по лестнице вместо лифта, важно как можно больше быть на свежем воздухе и уезжать загород в свободные дни.  Старайтесь, как можно больше ходить пешком.

Существует 12 советов, разработанных международной группой врачей, диетологов и психологов, которые составляют основу здорового образа жизни. Следуя им, можно продлить и сделать более приятной нашу жизнь.

1 совет: тренируйте головной мозг: разгадывайте кроссворды, изучайте иностранные языки, производите подсчеты в уме. В результате этого замедляется процесс возрастной деградации умственных способностей; активизируется работа сердца и нормализуется  обмен веществ.

2 совет: работа – важный элемент здорового образа жизни. Найдите подходящую для себя работу, которая будет вам в радость. Как утверждают ученые, это поможет выглядеть моложе.

3 совет: соблюдайте меру в еде: не ешьте слишком много или слишком мало.

4 совет: меню должно быть разнообразным.

5 совет: имейте на все свое мнение. Это поможет вам иметь хорошее настроение и как можно реже впадать в депрессию.

6 совет: дольше сохранить молодость помогут любовь и нежность, поэтому найдите себе пару. Укреплению иммунной системы способствует гормон счастья (эндорфин), который вырабатывается в организме, когда человек влюблен.

7 совет: спать лучше в прохладной комнате (при температуре 17-18 градусов), это способствует сохранению молодости. Дело в том, что и от температуры окружающей среды зависит обмен веществ в организме. Сон должен быть не менее 8 часов желательно ложиться спать в одно и то же время.

8 совет: больше двигайтесь. Учеными доказано, что даже восемь минут занятий спортом в день продлевают жизнь. Гимнастика, атлетика, подвижные игры очень полезны 

для сердечно-сосудистой системы, лёгких, укрепления опорно-двигательного аппарата. Занятия бегом оказывают положительное влияние на нервную и эндокринную системы. Ходьба помогает избавиться от лишнего веса. Подсчитано, что за 1 час быстрой ходьбы сгорает до 35 граммов жировой ткани.

9 совет: периодически балуйте себя, иногда позволяйте себе съесть, что-нибудь  вкусненькое.

10 совет: не раздражайтесь по пустякам, не ругайте себя.

11 совет: умейте переключаться с физической деятельности на умственную. Людям занятым физическим трудом, необходим отдых, который будет связан с умственной нагрузкой и наоборот.

12 совет: соблюдайте распорядок дня. Ритм жизни человека обязательно должен предусматривать время для труда, отдыха, сна, и еды. Человек, который не соблюдает режим дня, со временем становится раздражительным, у него накапливается переутомление, такие люди чаще подвержены стрессу и заболеваниям. Правильный распорядок дня поможет не только сохранить здоровье, но и лучше организовать ваше время.

Профилактика торговли людьми

Партнер по «Безопасной миграции» - Программа «Ла Страда» (www.lastrada.by) действует в Беларуси с 2001 года. Сегодня в ней работают лучшие эксперты и консультанты в области безопасной миграции и противодействия торговле людьми.

Эксперты горячей линии «Ла Страда» бесплатно консультируют по всем вопросам выезда за границу.

«Наша цель – предоставить беларусам, выезжающим за пределы страны, максимально полную, объективную и оперативную информацию по всем вопросам безопасной миграции, также поддержать, направить, проконсультировать тех, кто попал в сложную ситуацию за рубежом» - говорят эксперты Программы «Ла Страда».

Любой человек, который собирается выехать за границу, может набрать с территории Республики Беларусь короткий номер 113 и выяснить все вопросы, связанные с безопасным выездом и пребыванием в другой стране.

Эксперты инфолинии консультируют по всем вопросам выезда за границу: заключение трудовых контрактов, юридические и социальные аспекты трудоустройства за границей, брака, обучения, иммиграции, правила безопасного выезда.

Вы получите исчерпывающие ответы на свои вопросы, обратившись еще до отъезда по телефону 113. Эксперты бесплатно предоставляют максимально развернутую индивидуальную консультацию, а также список телефонов и адресов, куда он может обратиться в стране назначения в случае чрезвычайного проишествия.

Инфолиния администрируется международным общественным объединением «Гендерные перспективы»/Программа «Ла Страда» и общественным объединением «Клуб деловых женщин». Анонимно и конфиденциально.

Инфолиния по безопасному выезду и пребыванию за границей 113 (звонок со стационарных номеров телефонов по РБ бесплатный) с 8.00 до 20.00без выходных.

Но если беда случилась за границей, можно позвонить по телефону +375 17 211 02 51.

Также можно написать и обратиться в Программу «Ла Страда» за бесплатной электронной консультацией - consultation@lastrada.by

Также получить информацию о правилах легального трудоустройства, наличии у белорусских фирм и индивидуальных предпринимателей специального разрешения (лицензии) на осуществление деятельности, связанной с трудоустройством за пределами Республики Беларусь, об адресах и телефонах посольств РБ за рубежом возможно на горячей линии Департамента по гражданству и миграции МВД РБ: + 375 17 218 52 64.

Куда обратиться за помощью?

В Министерстве внутренних дел Республики Беларусь существует специализированное подразделение – управление по наркоконтролю и противодействию торговле людьми. В каждом органе внутренних дел работают сотрудники, осуществляющие борьбу с торговлей людьми и связанными с ней преступлениями.

В случае если Вы или Ваши родные, близкие, знакомые стали жертвой торговли людьми, Вас принуждают к занятию проституцией, рабскому труду, съемкам в фильмах порнографического содержания, предлагаем обратиться за помощью.

E-mail: guniptl_km_mvd@tut.by.

Телефоны:

Брестская область: 8 (0162) 27 56 77, 45 06 00

Витебская область: 8 (0212) 24 86 59, 24 78 15

Гомельская область: 8 (0232) 70 42 17, 70 36 53

Гродненская область: 8 (0152) 79 73 58, 79 79 11

Минская область: 8 (017) 229 06 07, 229 06 12

Могилевская область: 8 (0222) 29 55 33, 29 55 22

Город Минск: 8 (017) 229 40 42

Министерство внутренних дел: 8 (017) 218 71 70, 218 73 42

Международные и неправительственные организации, занимающиеся оказанием помощи и реабилитацией жертв торговли людьми: Представительство Международной организации по миграции (МОМ) в Республике Беларусь. Телефоны: 8 (017) 284 46 91, 284 46 02,   E-mail: by.org.iom@iomminsk.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь содержится ряд статей, предусматривающих уголовную ответственность за киберпреступления:

  • ст.212 «Хищение путем использования компьютерной техники»;
  • ст.349 «Несанкционированный доступ к компьютерной информации»;
  • ст.350 «Модификация компьютерной информации»;
  • ст.351 «Компьютерный саботаж»;
  • ст.352 «Неправомерное завладение компьютерной информацией»;
  • ст.353 «Изготовление либо сбыт специальных средств для получения неправомерного доступа к компьютерной системе или сети»;
  • ст.354 «Разработка, использование либо распространение вредоносных программ»;
  • ст.355 «Нарушение правил эксплуатации компьютерной системы или сети»

Кибербезопасность

Киберпреступления – преступления, связанные с использованием компьютерной техники (преступления против информационной безопасности, хищения путем использования средств компьютерной техники, шантаж, вымогательство, изготовление и распространение порнографических материалов и т.д.).

  • Если Вы стали жертвой киберпреступников, обращайтесь в главное управление по противодействию киберпреступности криминальной милиции МВД Беларуси

Профилактика наркомании

Наркомания это состояние, которому характерно патологическое влечение к употреблению наркотических веществ, и сопровождается психическими, иногда соматическими расстройствами. Подростковая наркотическая зависимость является проблемой актуальной. По статистике, более 3094 подростков хотя бы раз в жизни пробовали наркотики. В последнее время отмечается «омоложение» подростковой наркомании, некоторые дети начинают пробовать наркотики уже в возрасте 12-13 лет. Подростковая наркомания имеет особый статус. Т.е. в отличие от взрослых, у подростков это заболевание развивается быстрее и приводит к более губительным последствиям. Так, даже 1-2 приема наркотиков могут вызвать тяжелую степень зависимости, а личностная деградация и необратимые изменения в организме ребенка могут навсегда вычеркнуть, пусть не из жизни вообще, но из жизни общества — с высокой вероятностью.

Материалы по предупреждению совершения учащимися правонарушений

Все виды наркологической помощи вы можете получить в УЗ «ГОКЦ «Психиатрия-наркология». Если тема наркопотребления актуальна для Вашей семьи, и Вы нуждаетесь в помощи, Вы можете получить подробную информацию об оказании психологической помощи ребенку по телефонам:

8 (0152)-39-83-44 — регистратура диспансерного отделения (для детей)

8(0152)-39-83-68 —кабинет врача-нарколога

В Центре круглосуточно работает служба экстренной психологической помощи 170

E-MAIL: HELP l70@MAIL.RU

SKYРЕ: НЕLP 170

ГРУППА В VК: ТЕЛЕФОН ДОВЕРИЯ (vk.com/public77008452)

НАШ САЙТ: 170.ВУ•, www.mmc.grodno.by.

Врач-психиатр-нарколог (заведующий) диспансерного психонаркологического отделения (для детей) Шостко Наталья Николаевна

 

Врач-психиатр-нарколог (подростковый) наркологического кабинета

УЗ «Сморгонская ЦРБ» Чулада Гражина Алеговна 4-67-79

 

Профилактика экстремизма и терроризма

Экстремизм, это одно из наиболее опасных явлений, представляющих угрозу для общества и государства. 

Экстремистские материалы - символика и атрибутика, информационная продукция (печатные, аудио-, аудиовизуальные и другие информационные сообщения и (или) материалы, портреты, транспаранты и иная наглядная агитация, рекламная продукция), предназначенные для публичных демонстрации, использования и распространения либо распространенные любым способом в целях вовлечения в экстремистскую деятельность

Список материалов, признанных экстремистскими, постоянно актуализируется и с ним каждый гражданин может ознакомиться на сайте Министерства информации Республики Беларусь. 

Подписка — это элемент популяризации, распространения экстремистской информации. 

ПАМЯТКА ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА.

Одной из особенностей современной Беларуси стала активная деструктивная деятельность многочисленных общественных формирований, в том числе различных партий и общественных движений. Анализ их деятельности показывает, что она по многим направлениям выходит за рамки закона: их печатные издания, радио- и телевыступления лидеров, пропагандистские кампании прямо угрожают общественному порядку, спокойствию и безопасности граждан, межнациональному согласию, государственному строю, то есть – имеют выраженный экстремистский характер.

По своим направлениям экстремизм многовекторен. Экстремистская деятельность может осуществляться в отношении совершенно различных субъектов: властных структур, отдельных политиков и их объединений, социального строя или социальных групп, религиозных общин или религиозных деятелей, наций, народностей. Отсюда и разные формы экстремизма: экстремизм националистический, религиозный, молодежный.

Необходимо отметить, что в чистом виде ни одна из форм экстремизма не существует. Всегда происходит смешение названных форм с преобладанием той или иной окраски там, где в действие вовлекаются массы населения, где затрагиваются интересы многих людей, где нарушается общественный порядок, создается угроза жизни и здоровью людей, всегда политика переплетается с национализмом, религией и т.д. Как любое негативное явление, экстремизм не рождается на «пустом месте». Причин, определяющих возникновение и существование экстремистских организаций, достаточно много. Поэтому огромное значение имеет анализ мотивации преступного поведения их членов.

При анализе социально-психологических причин преступного поведения нельзя забывать о взаимном влиянии культур, которое может быть позитивным и негативным. Всплеск массовой ксенофобии, связанной прежде всего с миграционными процессами, этнической монополизацией малого и среднего бизнеса, огромным количеством гастарбайтеров, занимающих рабочие места и способствующих обвалу цен на рынке труда, разным менталитетом граждан.

Насколько многообразен и многолик экстремизм, настолько разнообразны порождающие его мотивы. По мнению опрошенных в ходе исследования сотрудников подразделений по противодействию экстремизму различных регионов России, основными порождающими экстремизм мотивами являются: материальный, идеологический, желания преобразования и неудовлетворенности реальной ситуацией, власти над людьми, интереса к новому виду деятельности, товарищеский, самоутверждения, молодежной романтики, героизма, игровой, привлекательности смерти. Мотивация правонарушителей существенно отличается от мотивации законопослушных граждан.

Мотивацию преступного поведения в экстремистских организациях разделяют на личную и групповую. Нахождение в группе способствует возникновению определенных мотивов поведения, постановке новых и уходу от старых целей. При формировании мотивов и целей экстремистской активности в группе, как правило, происходит обмен мнениями, знаниями, опытом, а также взаимное убеждение и внушение, ускоряющее решимость совершить данное преступление.

Характер мотивации поведения каждого члена и всей группы в целом различается по силе и направленности. Сила мотивации зависит от взаимного влияния участников группы, их консолидации. Поскольку экстремистские организации, как правило, стараются поддерживать конспирацию своей деятельности, они вынуждены быть сплоченными, за счет этого достигается усилие мотивированности поведения каждого участника. Члены группы четко распределены по своим ролям: идеолог, руководитель, организатор и исполнители. В группе действуют довольно жесткие правила, требующие от участников безоговорочного подчинения.

Результаты проведенного исследования позволяют сделать вывод об особенностях преступлений экстремистской направленности. В подавляющем большинстве членами молодежных экстремистских группировок выступают молодые люди в возрасте от 14 до 20 лет (в редких случаях до 25-30 лет). Субъектами преступлений выступают лица мужского пола, однако, членами неформальных молодежных экстремистских группировок наряду с молодыми людьми являются и девушки.

В отличии от обычных групп подростков, совершающих хулиганские действия или акты вандализма, как правило, с целью «поразвлечься», неформальные экстремистские группировки осуществляют свои противоправные действия, базируясь на определенной идеологии, в качестве основного тезиса которой может выступать такой: для преодоления все политических и экономических проблем в стране необходимо создание «чисто национального» государства, так как это, по их представлению, послужит гарантией от любых угроз. Причем, идея чистого государства присуща не только «скинхедам», но и религиозным экстремистам исламского толка, призывающим в свою очередь к созданию чистого государства на религиозной (мусульманской) основе. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное указанными идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок.

Какими бы мотивами ни руководствовались экстремисты, их основная цель дестабилизация социального и этнополитического положения, создание максимально конфликтных ситуаций.

Органами внутренних дел реализуется комплекс мер, направленных на выявление экстремистских настроений и принятие необходимых профилактических мер в молодежной среде.

На постоянной основе проводится мониторинг средств массовой информации и информационных ресурсов сети «Интернет» для установления фактов публикаций информации экстремистского содержания, а также несанкционированных митингах и акциях протеста.

________________________________________

Кодекс Республики Беларусь «Об административных правонарушениях»

Статья 17.11. Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов

Изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов, если в этих деяниях нет состава преступления, — влекут наложение штрафа в размере от десяти до пятидесяти базовых величин с конфискацией предмета административного право¬нарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, или административный арест с конфискацией предмета администра¬тивного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, на индивидуального предпринимателя — от пятидесяти до ста базовых величин с конфискацией предмета администра-тивного правонарушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения, а на юридическое лицо — от ста до пятисот базовых величин с конфискацией предмета административного правона¬рушения, а также орудий и средств совершения указанного нарушения».

________________________________________

Закон Республики Беларусь от 3 января 2002 г. №77-З «О борьбе с терроризмом»

Статья 23. Ответственность организации за террористическую деятельность

На основании решения Верховного Суда Республики Беларусь организация признается террористической и ее деятельность на территории Республики Беларусь запрещается, а такая организация, зарегистрированная на территории Республики Беларусь, ликвидируется, деятельность представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, прекращается.

Заявление о признании организации террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь, ликвидации такой организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, а также прекращении деятельности представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, подается в Верховный Суд Республики Беларусь Генеральным прокурором Республики Беларусь.

В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь решения о признании организации, зарегистрированной на территории Республики Беларусь, террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь и ее ликвидации принадлежащее ей имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (при условии их непричастности к террористической деятельности), конфискуется. В случае принятия Верховным Судом Республики Беларусь решения о признании иностранной или международной организации, зарегистрированной за пределами Республики Беларусь, террористической, запрещении ее деятельности на территории Республики Беларусь и прекращении деятельности представительства такой иностранной или международной организации, расположенного на территории Республики Беларусь, принадлежащее ему имущество и имущество этой иностранной или международной организации, находящееся на территории Республики Беларусь и оставшееся после удовлетворения требований кредиторов (при условии их непричастности к террористической деятельности), конфискуется.

Организация, признанная на основании решения Верховного Суда Республики Беларусь террористической, включается в перечень террористических организаций, подлежащий опубликованию в средствах массовой информации. Ведение такого перечня и его опубликование осуществляются Комитетом государственной безопасности Республики Беларусь в порядке, определяемом Советом Министров Республики Беларусь.

Профилактика экстремизма в молодежной среде

Экстремизм (от фр. exremisme, от лат.) – «крайне опасное явление в жизни любого общества. Оно создает угрозу основам конституционного строя, территориальной целостности Республики Беларусь, создание незаконных вооруженных формирований, осуществление террористической деятельности, разжигание расовой, национальной или религиозной вражды или розни, ведет к нарушению конституционных прав и свобод человека и гражданина».

Экстремистскими являются действия, связанные со стремлением разрушить, опорочить существующие в настоящее время общественные и государственные институты, права, традиции, ценности. При этом такие действия могут носить насильственный характер, содержать прямые или косвенные призывы к насилию.

Правовую основу деятельности по противодействию экстремизму составляют Конституция Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь «О противодействии экстремизму» (далее – Закон), иные акты законодательства, а также международные договоры Республики Беларусь (ч.1 ст.2 Закона).

В соответствии  с законодательством на территории Республики Беларусь запрещается изготовление и (или) распространение, а равно хранение с целью распространения экстремистских материалов.

Изготовление, распространение и (или) хранение экстремистских материалов является правонарушением и влечет за собой административную ответственность по ст.17.11 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – КоАП).

Незаконное изготовление и (или) распространение методик либо иных материалов о способах изготовления взрывных устройств и взрывчатых веществ также является правонарушением (ст.17.14 КоАП).

Законодательством предусмотрена уголовная ответственность по ст.294 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Хищение огнестрельного оружия, боеприпасов или взрывчатых веществ), ст.295 Уголовного кодекса Республики Беларусь (Незаконные действия в отношении огнестрельного оружия, боеприпасов и взрывчатых веществ).

Молодежь в силу остроты восприятия окружающей обстановки является той частью общества, которая наиболее подвержена экстремистским проявлениям, оказывается наиболее доступной для пропаганды радикальных идей.

Методические рекомендации

Для успешной организации работы по противодействию вовлечения учащихся в экстремистские организации и группировки необходимо знать причины и условия, способствующие развитию агрессивных настроений в молодежной среде.

Факторы экстремизма в молодежной среде (психологический аспект)

Среди групповых социально-психологических факторов могут быть выделены следующие:

  • установки, предубеждения родителей;

  • взгляды, убеждения референтной группы (включая группу сверстников);

  • влияние авторитетных лиц в условиях референтной группы и др.

стресс в результате социальной модернизации и процессов интеграции/дезинтеграции в обществе.

Указанные выше факторы действуют наряду с личностными факторами, среди которых можно назвать:

  • представления, установки подростков;

  • индивидуально-психологические особенности (повышенная внушаемость, агрессивность, низкие сензитивность и чувство эмпатии, индивидуальные особенности реактивности и протекания психических процессов);

  • эмоциональные особенности (состояние психического напряжения)

Основные задачи профилактики экстремизма:

  • воспитание установок признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, соблюдения законов;
  • формирование норм социального поведения, характерного для гражданского общества;
  • повышение роли семьи в формировании у молодежи норм толерантности и снижение социальной напряженности в обществе;
  • противодействие экстремизму через общественные организации, ученическое самоуправление;
  • внедрение в школьную среду практики норм толерантного поведения;
  • воспитание законопослушных граждан, уверенных в неотвратимости наказания за осуществление экстремистской деятельности;
  • отработка навыков безопасного поведения обучающихся в момент угрозы террористического акта.

При организации работы по профилактике молодежного экстремизма необходимо учитывать, что она представляет собой систему, включающую несколько уровней:

1. Вся молодежь, проживающая на территории Беларуси. На этом уровне необходимо осуществление общепрофилактических мероприятий, ориентированных на повышение жизненных возможностей молодых людей, снижение чувства незащищенности, невостребованности, создание условий для их полноценной самореализации и жизнедеятельности.

2. Молодежь, находящаяся в ситуации возможного «попадания» в поле экстремистской активности (молодежь в «зоне риска»). В данном контексте деятельность по профилактике экстремистских проявлений в молодежной среде должна быть направлена на молодых людей, чья жизненная ситуация позволяет предположить возможность их включения в поле экстремистской активности.

К таким категориям могут быть отнесены:

  • студенты из неблагополучных, социально-дезориентированных семей, с низким социально-экономическим статусом, недостаточным интеллектуальным уровнем, имеющим склонность к трансляции девиаций (алкоголизм, наркомания, физическое и морально-нравственное насилие);
  • «золотая молодежь», склонная к безнаказанности, вседозволенности, экстремальному досугу и рассматривающая участие в экстремистской субкультуре как естественную форму времяпрепровождения;
  • молодежь, имеющая склонность к агрессии, силовому методу решения проблем и споров, с неразвитыми навыками рефлексии и саморегуляции;
  • носители молодежных субкультур, участники неформальных объединений и склонных к девиациям уличных компаний;
  • члены экстремистских политических, религиозных организаций, движений, сект.

При организации профилактической работы важно учитывать социально - экономические и возрастные особенности разных периодов, в которых оказываются подростки и молодежь.

Наиболее опасным, с точки зрения вхождения в поле экстремистской активности, является возраст от 14 до 22 лет. На это время приходится наложение двух важнейших психологических и социальных факторов. В психологическом плане подростковый возраст и юность характеризуются развитием самосознания, обострением чувства справедливости, поиском смысла и ценности жизни. Именно в это время подросток озабочен желанием

найти свою группу, поиском собственной идентичности, которая формируется по самой примитивной схеме «мы» - «они». Также ему присуща неустойчивая психика, легко подверженная внушению и манипулированию.

В социальном плане большинство молодых людей в возрасте от 14 до 22 лет оказываются в позиции маргиналов, когда их поведение не определено практически никакими социально-экономическими факторами (семья, собственность, перспективная постоянная работа и др.).

В этой связи основные действия по снижению экстремистских проявлений в молодежной среде должны быть ориентированы на:

  • оптимизацию социальной среды (в целом), в которой находится молодежь, ее улучшение, создание в ней пространств для конструктивного взаимодействия, стимулирования у молодежи положительных эмоций от участия в реализации социальных проектов, от анализа достижимых перспектив, а также от реального опыта решения проблем молодого поколения;
  • создание механизмов эффективного влияния на процесс социализации личности молодого человека, включения его в социокультурное пространство ближайшего сообщества и социума в целом. Итогом такой работы должно стать формирование толерантной, ответственной, успешной личности, ориентированной на ценности гражданственности и патриотизма;
  • разработку системы психокоррекционной работы, нацеленной на профилактику ненормативной агрессии, развитие умений социального взаимодействия, рефлексии, саморегуляции, формирование навыков толерантного поведения, выхода из деструктивных культов, организаций, субкультур.

При изучении таких предметов, как основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ), использовать возможности образовательных программ для становления правового воспитания учащихся. Предмет «История» поможет обратить внимание обучающихся на культурное и историческое наследие других народов. Данные дисциплины должны способствовать формированию у них таких качеств и возможностей как:

  • чувства патриотизма, гражданственности, ответственности за жизнь своей страны, сохранности ее духовного и культурного наследия;

  • толерантности, терпимости к проявлению индивидуальности другими людьми;

  • уважения прав других людей иметь разные точки зрения;

  • способности самостоятельно анализировать информацию, в том числе обществоведческого, политического, экономического, социального характера;

  • умение самостоятельно осуществлять выбор своей позиции, принимать решения, осознавать их последствия;

  • осуществление своих социальных ролей в обществе, семье, трудовом коллективе.

Традиционная цель гражданского воспитания в образовательном учреждении – формирование правовых знаний, правил поведения в социуме. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях, имеющих юридический смысл.

Основными мероприятиями могут быть:

  • координация взаимодействия с комиссией по делам несовершеннолетних, инспекцией по делам несовершеннолетних, судом, прокуратурой с целью привлечения к сотрудничеству в проведении воспитательных часов в учреждениях образования;
  • организация и проведение элективных курсов по проблемам правового воспитания;
  • проведение круглых столов по актуальным вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения школьников с привлечением родительской общественности, правоохранительных органов;
  • проведение воспитательных часов с целью освоения обучающимися общечеловеческих норм нравственности и поведения;
  • рассмотрение вопросов профилактики правонарушений, правового воспитания, формирования законопослушного поведения обучающихся на Советах профилактики;
  • организация индивидуальных встреч обучающихся с социальными педагогами, психологами, сотрудниками правоохранительных органов по вопросам правового воспитания и формирования законопослушного поведения обучающихся.

Педагогическим коллективам важно активизировать работу среди обучающихся по раскрытию сущности и деятельности экстремистских организаций и групп. Проводить работу в этом направлении следует совместно с органами внутренних дел, с привлечением студенческого самоуправления, общественных организаций.

Проводя профилактическую работу с молодежью важно учитывать, что совершаемые ими поступки в значительной мере обусловлены групповыми нормами. Им свойственно подражание, психологическая зависимость от лидера и группы, стремление показать себя сторонником провозглашенных ценностей. Тем самым, любые молодежные группировки и сообщества являются еще и средой социализации, формирования личности.

Для успешной организации работы по профилактике правонарушений среди молодежи в образовательном учреждении необходимы:

  • системная и дифференцированная работа во всех сферах жизнедеятельности обучающихся;
  • поддержка студенческого самоуправления, формирование актива во всех целевых группах и саморазвитие программ;
  • анализ результативности профилактической работы, проводимой куратором, социальными педагогами.
поделиться в:
Ещё в этом разделе