Министерство образования Республики Беларусь
Управление образования Сморгонского райисполкома
Государственное учреждение образования
Средняя школа № 2 г. Сморгони
Необходимые документы для прохождения
ПСИХОЛОГО-МЕДИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ КОМИССИИ (ПМПК)
Обращаем Ваше внимание:
- предоставленные документы остаются на ПМПК;
- обязательным условием прохождения комиссии является присутствие вместе с учащимся законного представителя - родителя, опекуна (при наличии паспорта).
- по результатам проведённого обследования оформляется заключение Сморгонским центром коррекционно-развивающего обучения и реабилитации на каждого обучающегося. Оно содержит: описание структуры и степени тяжести физического и (или) психического нарушения, рекомендации об обучении и воспитании. Оформляется согласие (несогласие) законного представителя.
РЕКОМЕНДУЕМ: заранее делать ксерокопии медицинских документов, которые в дальнейшем могут вам пригодиться.
ПРОСЬБА: В случае отказа от визита - поставить в известность заранее (позвонить).
свернутьШкола человечности
|
Для человека не существует более чудовищного наказания, чем быть предоставленным в обществе самому и оставаться абсолютно незамеченным. У. Джеймс |
За годы обучения в школе каждый ребенок проживает жизнь, приобретая не только знания, но, прежде всего богатейший опыт человеческих отношений. Очевидно, предназначение современной школы – это не только и не столько передача учащимся объема знаний в пределах заданного, а оказание помощи ребенку в раскрытии его внутреннего мира, создание условий, направленных на постижение им гармонии души и тела. Это процесс органичного взаимодействия ребенка с учителем, окружающим миром, самим собой. Как проживается детская жизнь, какой опыт выносят дети из стен школы, какие ценности и смыслы сумели развить, зависит от окружающих их взрослых людей. «Восхождение» ребенка к себе происходит в условиях тесного контакта с особо важными для него людьми через познание духовно-нравственных ценностей человеческого бытия в процессе диалога, общения и совместной деятельности. Личностные качества тех, с кем он вступает в диалог, общение, совместную деятельность, выполняют функцию связующего звена между ребенком и миром, приобретают для него аксиологически (ценностно) значимые смыслы. Расширяя границы взаимодействия с окружающей средой, включая детей в активную деятельность и общение, школа создает тем самым благоприятные условия для их развития.
Одной из основополагающих целей образования ХХI века, обозначенных в докладе ЮНЕСКО Международной комиссии по образованию считается обучение тому, как жить вместе. Выдвинутый тезис «учиться жить вместе» как нельзя лучше раскрывается в условиях интегрированного (совместного) обучения, при котором обычные дети и дети с особенностями психофизического развития (или в другой интерпретации – дети с ограниченными возможностями) учатся делать первые шаги навстречу друг другу. Организация совместной формы обучения (интегрированное обучение) рассматривается как успешное отражение новых тенденций общества по отношению к лицам с особенностями психофизического развития. В Республике Беларусь существуют более пяти тысяч классов интегрированного обучения, что свидетельствует об инициативе родителей, имеющих детей с особенностями психофизического развития, реализовать свое право выбора учреждения образования, формы получения образования и коррекционной помощи детям в соответствии с их познавательными возможностями. Декларированное право на получение образования и коррекционной помощи путем обеспечения доступности и создания специальных условий подтверждается расширением сети школ, организующих совместное (интегрированное) обучение. Интегрированному обучению в Республике Беларусь придается важное значение не только как новой форме обучения детей с разными образовательными возможностями в общеобразовательных учреждениях. Оно рассматривается, прежде всего, как путь и как одно из возможных средств более успешной социализации и интеграции «особых» детей в общество. Наметившееся смещение акцентов в образовании в сторону признания ценностной значимости каждого ребенка как неповторимой индивидуальности (независимо от потенциальных возможностей) является важным достоянием современности. В этом контексте смысловым ядром понятия «школа» должно рассматриваться не место, а действие, процесс динамического развития ребенка, обретение им своего «Я», его восхождение к духовно-нравственным ценностям человеческого бытия. Как показывает практика, реализовать эту идею, принять каждого ребенка таким, каким он есть, признать его уникальность, ценность, неповторимость, признать только его достижения в сравнении с самим собой – является очень трудоемкой педагогической задачей. Новая форма обучения, которую называют интегрированным, обучением, способствует реализации поставленных задач, создает предпосылки для успешного развития каждого ученика.
Правильно организованное совместное обучение создает условия каждому участнику по приобретению очень ценного и важного опыта эмоционально-оценочных отношений, опыта взаимодействия, жизненно важного и необходимого каждому человеку, опыта овладения различными способами деятельности в процессе совместной деятельности. Наряду с этим совместная форма получения знаний расширяет границы взаимодействия с окружающей средой, включает детей с особенностями психофизического развития в активную деятельность и общение, способствуя тем самым их более успешному развитию. Но, пожалуй, самым важным в интегрированном обучении можно выделить то, что в условиях совместного обучения дети, педагоги, родители учатся принимать каждого таким, какой он есть. Практикой подтверждается, что интегрированное обучение создает предпосылки формирования нового общества, общества толерантного, терпимого, способного понимать и принимать каждого.
свернуть
Положительные аспекты
интегрированного обучения и воспитания
В настоящее время позитивно меняется отношение общества к людям с ограниченными возможностями и особенностями психофизического развития (ОПФР). В нашей стране реализуется постулат «Все дети обучаемы». При этом под способностью к обучению понимается возможность любого продвижения ребенка вперед. Конечно, некоторые из детей могут овладеть элементами учебной деятельности, социально-бытовыми и трудовыми навыками. Но если у ребенка более тяжелая патология, он нуждается в повседневном медицинском контроле, помощи со стороны взрослого во всех видах жизнедеятельности. Такие дети в результате целенаправленной коррекционно-педагогической работы могут овладеть элементарными навыками самообслуживания, коммуникации, предметно-практической и игровой деятельности. Реализация прав человека с особенностями психофизического развития на получение образования позволила внедрить в практику обучения новую форму организации образовательного процесса — интегрированное обучение и воспитание.
Интегрированное обучение и воспитание — это организация специального образования, при котором обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется в учреждениях образования общего типа. Оно направлено не на сегретацию (изоляцию) одной части общества от другой, а на консолидацию, создание единого общества людей с разными типами развития, особенностями и потребностями. Основной целью интегрированного обучения и воспитания является реализация права детей с особенностями психофизического развития на получение образования в соответствии с их познавательными возможностями и способностями по месту жительства, их социальная адаптация и интеграция в общество, повышение роли семьи в воспитании и развитии своего ребенка.
Создание классов интегрированного обучения в реальных условиях образовательной системы Республики Беларусь определено рядом объективных условий:
— желание родителей обучать ребенка не изолированно, а вместе со здоровыми детьми, обычными сверстниками и готовность реально помогать своему ребенку в процессе обучения;
— создание в республике условий, содействующих реализации научно обоснованных моделей интегрированного обучения;
— психологическая готовность общества и школы к интегрированному обучению.
В классах интегрированного обучения большое внимание обращается на упреждение и преодоление трудностей совместного обучения и воспитания, включение учащихся с особенностями психофизического развития в совместную деятельность. Учителя осуществляют поддерживающее обучение, реализуют коммуникативно-деятельностную модель обучения, используя интерактивные методы обучения, диалоговое взаимодействие, включение учащихся в рефлексивную (оценочно-анализирующую) деятельность.
Сторонники совместного обучения выделяют такие положительные моменты, как:
— стимулирующее воздействие более способных одноклассников;
— наличие широкого диапазона ознакомления с жизнью;
— развитие навыков общения и нестандартного мышления (у обеих сторон);
— возможность проявления гуманности, сочувствия, милосердия, терпимости в реальных жизненных ситуациях, что является эффективным средством нравственного воспитания.
Также отмечается снижение опасности возникновения снобизма у преуспевающих детей в условиях подчеркивания их исключительности, исчезновение страха у здоровых, нормально развивающихся школьников перед возможной инвалидностью, что способствует формированию инклюзивной культуры и толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития.
свернутьИгры по развитию внимания
«Догони и поймай букву» В предложенном тексте (стихотворении или рассказе) необходимо одну букву зачеркнуть, другую подчеркнуть (Например, все буквы А зачёркиваем, а все буквы В подчёркиваем.).
«Хамелеон» Задаются вопросы, только без указания цвета. Например, какого цвета станет хамелеон, если он будет сидеть на траве, на песке, на шахматной доске, на спине у жирафа и т.д
«Запрещенная буква» В этой игре каждому придется следить за самим собой, чтобы не проговориться. А проговориться не мудрено. Поочередно обращаясь к играющим, каждому задается какой-нибудь несложный вопрос, требуя на него немедленного ответа. Например: «Сколько тебе лет?», «Какое ты любишь варенье?» и т. п. Тот, к кому обращен вопрос, должен тотчас же дать любой ответ, но не употребляя в своей фразе буквы, которая по уговору объявлена запрещенной.
«Найди спрятанное слово» Среди буквенного текста вставлены слова. Нужно найти и подчеркнуть их. Например, порполенгстолрлоарокноитревжмашина.
«Непонятные слова» Необходимо переписать следующие строчки:
Гесклалла ессанессас деталлата
Усакгата лиммодора клатимор
Каллихарра филлитадерра и т.д
«Распутай линии» «Перед тобою ряд перепутанных линий. Каждая из них начинается слева и заканчивается справа. Проследи каждую линию слева направо и в том месте, где она заканчивается, поставь её номер».
«Пишущая машинка». Каждому присваивается буква алфавита. Ведущий называет слово. Затем дети хлопают в ладоши или приседают в той последовательности, в какой их буквы стоят в данном слове.. Когда игра будет освоена, можно присвоить детям по 2-3 буквы и «печатать» целые тексты.
Игры по развитию мышления и воображения
«На что похоже?» Педагог вывешивает на доске плакат с изображением различных фигур и предлагает детям внимательно рассмотреть его и ответить на вопрос (можно записать: «На что похоже?»
Например, с стакан, ведро, кастрюля, цветочный горшок.
«Для чего?» Педагог называет детям один какой-либо хорошо известный предмет(например, тетрадь). Детям предлагается указать как можно больше различных способов его применения.
Например, в тетради можно писать, ею можно обмахиваться, если жарко, в ней можно засушить гербарий.
«Закончи слово» Детям предлагается закончить слог, чтобы получилось слово. Например, па – палка, пакет, павлин.
«Что будет, если» Педагог предлагает детям придумать продолжение ситуациям и записать свои варианты в тетрадь.
Что могло бы произойти….
«Жили-были» Взрослый задает вопрос «Жил-был цыпленок, что с ним потом стало?» — «Он стал петушком». «Жила-была тучка, что с ней потом стало?» — «Из нее дождик пролился» «Жил-был ручеек, что с ним стало?» — «Зимой замерз», «Засох в жару». «Жило-было семечко, что с ним потом стало?» — «Из него цветок вырос» «Жил-был кусочек глины, что с ним потом стало?» — «Из него сделали кирпич (вазу…).
«Составь предложение» Педагог называет детям 3 не связанных между собой слова. Ребятам необходимо составить как можно больше предложений из этих слов. Например, слова озеро, карандаш, медведь. Медведь взял карандаш и нарисовал озеро. Медведь сидел на берегу озера и грыз карандаш.
“Составь слова» Педагог пишет на доске: КОЛЕСОКИСЕЛЬНИК.
Детям необходимо, используя этот набор букв, составить все возможные слова. Порядок букв можно изменять.
Например, кино, сок, ель, лось, кисель и т.д.
«Найди связь» Взрослый называет два предмета или показывает карточки с их изображением. Задача игры состоит в том, чтобы придумать слово, находящееся между двух задуманных предметов и служащее как бы «переходным мостиком» между ними Например, дается два слова: «гусь» и «дерево». «Переходным мостиком» могут быть следующие слова: «лететь» (гусь взлетел на дерево), «вырезать» (из дерева вырезали гуся), «спрятаться» (гусь спрятался за дерево) и т.п.
Игры по развитию памяти
«Сделай как я!» Дети играют парами. Первоначально у каждого ребенка по 6 счётных палочек. Один ведущий выкладывает из 6 палочек произвольную композицию, затем на одну-две секунды показывает ее партнеру. Партнер из своих палочекчек выкладывает точно такую же фигуру по памяти. Затем дети меняются ролями
«Жил-был кот» Упражнение заключается в составлении ряда определений к существительным. Каждый из участников повторяет весь предыдущий ряд, добавляя в конце свое определение. Например, это был красивый… кот.
«Пиктограмма» В игре используются лист бумаги, карандаш или ручка. Взрослый предлагает ребенку запомнить слова с помощью рисунков. На каждое слово, предложенное для запоминания, ребенок должен нарисовать схематичный рисунок, картинку, такую, чтобы, посмотрев на нее, он вспомнил предложенное слово. Взрослый говорит ребенку 5–7 простых слов или словосочетаний, например: «интересная игра», «наказание», «веселье» и т. д.
«Снежно-звуковой ком» Так же, как снежинки последовательно образуют снежный ком, так из звуков можно «слепить» снежно-звуковой ком. Первый участник называет первый звук. Второй участник повторяет его и добавляет свой звук.
«Фотоаппарат» Педагоги предлагает детям представить, что они «фотоаппараты», которые могут сфотографировать любой предмет, ситуацию, человека. Например, детям необходимо «сфотографировать» предметы, которые лежат на столе. Затем закрыть глаза и постараться перечислить всё, что удалось запомнить.
«Трудное-запомни» Педагог показывает карточки со словами, трудными по написанию, и убирает их. Ребята записывают слова под диктовку. Время показа слов 25-30 секунд. .В этом упражнении зрительная память как бы «подстраховывает» слуховую память.
«Каскад слов» Выбирается какая-либо тема (животные, деревья и т.д.) или только слова на определённый звук. Участники игры не только по очереди называют слова по теме или на какой-либо звук, но и повторяют слова предыдущего участника. Игра продолжается до тех пор, пока цепочка слов не разорвётся.
Игры по развитию восприятия
свернутьЛягушка.
ИНСТРУКЦИЯ. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.
Потянули — перестали. И нисколько не устали!
Слон.
ИНСТРУКЦИЯ. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону —
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка-слон.
ИНСТРУКЦИЯ. Чередование положений губ: в улыбке — трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка.
А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня.
Рыбка.
ИНСТРУКЦИЯ. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Качели.
ИНСТРУКЦИЯ. Рот широко открыт, губы в улыбке.
Ритмично меняем положение языка:
1) кончик языка за верхними резцами;
2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз.
Часики.
ИНСТРУКЦИЯ. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!
Тик-так, тик-так, ходят часики вот так.
Лопаточка.
ИНСТРУКЦИЯ. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Язычок широкий, гладкий, получается лопатка.
И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять…
Иголочка.
ИНСТРУКЦИЯ. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.
Язычок вперёд тяну, подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять…
Лопаточка-иголочка.
ИНСТРУКЦИЯ. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.
Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит.
Язык иголочкой потом и потянем остриём.
Учитель-дефектолог Л.И. Терешко
свернутьУважаемые родители! Ваш ребенок обладает уникальными возможностями развития и способностями к познанию окружающего мира! В каждом ребенке заложен инстинкт познания. Дети – это маленькие исследователи мира, которым необходима помощь и поддержка со стороны любящих их взрослых! Поэтому не жалейте свое личное время и стремитесь к тому, чтобы каждая минута, проведенная с ребенком, стала для вас интересной, полезной и учебной! Помните, что затраченное Вами время многократно окупится и настанет день, когда Ваш ребенок окажется на пороге школы, полный уверенности в собственных силах и возможностях. Учеба не станет для него обузой, а будет приносить радость. Мы предлагаем Вам воспользоваться нашими советами при организации и проведении занятий с ребенком в домашних условиях. Воспользуйтесь ими, и мы вместе с Вами будем радоваться вашим успехам и победам!
Дорогие родители, еще раз желаем Вам успехов, больше веры в себя, собственные силы и возможности ребенка!
Любите ваших детей, научитесь дружить с ними, понимать их потребности – и тогда Вы станете самыми счастливыми семьями!
свернуть“Внимание!” Как часто с этим словом обращается учитель к своим ученикам, не отвлекаться от работы, не быть рассеянным на уроке. Только приучив детей быть внимательным, учитель может рассчитывать на успех своей работы. Если учащиеся внимательны, то в классе и дисциплина отличная и занятия проходят плодотворно. Внимательные дети сделают на уроке намного больше и лучше, чем рассеянные, а устанут от работы и они и их учитель меньше.
Внимание имеет огромное значение в жизни, в частности, в трудовой деятельности человека.
Известно, что смотреть и видеть, слушать и слышать – далеко не одно и то же. Только внимание дает нам возможность видеть, слышать, в подлинном смысле слова воспринимать окружающее. Где нет внимания, там нет и сознательного отношения к тому, что он делает.
Что же такое внимание? Это выделение нашим сознанием определенных предметов и явлений из окружающего мира с одновременным отвлечением от всего остального, что мы совсем перестаем замечать. Другими словами под вниманием понимается сосредоточенность нашего сознания на каком – то предмете или явлении.
В раннем детстве у детей преобладает непроизвольное внимание. Его вызывает прежде всего сильные внешние раздражители: громкие звуки, яркие цвета, блестящие или движущиеся предметы и т.д. Позднее у ребенка начинает развиваться и произвольное внимание. С поступлением детей в школу наступает период дальнейшего быстрого развития у них и непроизвольного и произвольного внимания.
Вот дети, ученики 1 класса, работают над решением математических задач, примеров, вдруг из коридора донесся громкий топот ног, кто – то бежит и хохочет. Внимание учеников моментально отключилось от работы, их сосредоточенность нарушена, дети даже не слышат, что говорит учитель. Его слова не доходят до сознания учеников, не вызывает возбуждения, не воспринимается ими. Это носит название — “непроизвольное”.
Учащийся должен хорошо представлять себе, для чего надо быть внимательным. Например, я говорю, что надо следить по учебнику, когда читают текст другие ученики. Школьник не выполняет этого требования, т.к. не осознает, зачем это нужно. Тогда я ставлю перед ним задачу более четко: следи, как читает товарищ, заметишь ошибку, будешь исправлять. Теперь школьник внимательно следит за чтением – он осознал необходимость быть внимательным. Такое внимание называется произвольным.
Чтобы управлять вниманием детей, надо знать его природу, его физиологические основы. Тогда каждому взрослому станет ясно, что детей надо сначала научить быть внимательными, а не требовать их сосредоточенность полностью в сформированном виде.
Важное значение в развитии внимания имеет воспитание у детей устойчивого интереса к учению, стремления к лучшему выполнению всех учебных заданий способствуют развитию у них более устойчивой сосредоточенности.
Важнейшим условием успеха учебной и воспитательной работы учителя является внимание учащихся к тому, что происходит в классе, что выполняет сам ученик, работая под руководством учителя или самостоятельно. Без внимания невозможно ни восприятие нового учебного материала, ни его понимания, ни его усвоения. Поэтому проблема воспитания внимания учащихся вызывает особый интерес учителей.
От собранности внимания учащихся зависит и четкое восприятие материала, и его понимание, быстрое усвоение знаний и, наконец, дисциплина во время учебных занятий. Организованность внимания школьников на уроке значит направить их сознание на содержание учебной работы, включить в действие, заставить думать. Например, обучая учащихся рассматривать картины, обращая их внимание на нужный объект или его отдельные стороны и качества.
Организующие указания заставляют учеников направлять внимание на данный объект, отвлекаясь от всех других предметов, изображенных на данной картине.
Состояние учащихся в начале урока сильно влияет на их внимание в течение всего урока. Особенно важны первые минуты урока, когда определяется перестройка психического состояния учеников, переход от подчас довольно большой возбужденности во время перемены к спокойной сосредоточенности, необходимой для работы на уроке.
Я стремлюсь максимально использовать время на уроке, чтобы ничто не отвлекало детей от дела. Важно начать урок, сразу овладев вниманием детей. Стоит на минуту замедлять с началом, что – то поискать в сумке, заглянуть в журнал, кого – либо спросить – и деловое настроение гаснет.
Без воспитания внимания невозможно успешно осуществлять учебный процесс, с этого начинаются первые шаги учения. Неумение быть внимательным, неумение сосредоточенно работать является одной из существенных причин того, что люди плохо трудятся, а причина этого в свою очередь находится в том, что учитель своевременно не научил их быть внимательными.
Большое значение для воспитания внимания имеет вся деятельность школы по профилактике утомляемости и рациональной организации учебно – воспитательной работы. Сюда входят правильно составленное расписание, гигиенические условия проведения уроков и перемен, здоровый психологический климат классных коллективов и др.
Конечно правилами поведения, как и умением учиться, дети овладевают не все одновременно и не все одинаково легко. Поэтому нельзя сразу требовать от первоклассника устойчивого внимания, также как невозможно требовать от него сразу соблюдения всех правил орфографии. Они постепенно научатся всему, и чем моложе дети, тем больше необходимо терпения, также подготовленности в повседневной работе учителя со всем классом и с каждым отдельно.
Внимание учащихся в большой степени зависит от самого учителя: его настойчивости, глубокой заинтересованности в своем деле и умения самому быть целеустремленным, организованным, учителю необходимо обладать высоко развитой способностью: быть внимательным ко всему, что происходит на уроке.
Внимательность учителя является своеобразным педагогическим умением.
Особенно необходимо следить учителю за тем, насколько внимательны ученики к учебной работе на уроках, верно ли направлено их внимание, достаточно ли сосредоточены для понимания учебного материала и выполнения самостоятельной работы.
Своевременное воздействие учителя предупреждает начинающегося ослабления сосредоточенности в работе учеников. Если же учитель, видя ослабление внимания учащихся, не принимает нужных мер, это приводит к дальнейшему ухудшению внимания учеников на уроке.
Огромное значение в работе учителя имеет распределенность внимания. Работая с учениками в классе, учитель находится в непрестанно меняющейся обстановке: каждый ученик требует к себе особого внимания.
Главное условие воспитания внимания учащихся – разнообразие их работы на уроке.
В целях активизации урока нужно, чтобы как можно меньше времени уходило на организационный период начала урока. Должна быть проведена предварительно большая подготовка учителя, чтобы приучить учащихся быстро переключать свое внимание от перемены к уроку.
Важно начать урок, овладев вниманием детей. А самое главное – каждом уроке нужно не только обучать: но и воспитывать: без хороших навыков трудолюбия, настойчивости, дисциплины, аккуратности при выполнении работы не может быть хорошей успеваемости.
Для возбуждения и поддержки внимания учащихся во время опроса учителю необходимо правильно сочетать работу с классом и с опрашиваемыми учащимися.
Нужно организовывать работу так, чтобы во время опроса все учащиеся были в поле зрения учителя, чтобы они тщательно следили за ответами товарищей, вовремя поправляли их. Когда к исправлению неправильного ответа привлекается весь класс, то этим проверяются знания и умения многих учеников.
Необходимость давать правильное и доступное объяснение нового материала, поддерживать внимание всех учеников обязывает учителя быть сосредоточенным в течении всего урока. Большое значение имеет разъяснение темы и цели урока.
При закреплении материала, также как и при опросе, важно уметь сочетать работу с классом и отдельными учащимися. Закрепление нового материала – важнейший этап урока, облегчающий подготовку к следующим урокам. Важно, чтобы и на этом этапе урока внимание учеников были организовано.
Задание на дом – отдельный этап урока, который занимает различное место: в конце урока, в зависимости от сложности задания и от связи его с изучаемым материалом. Необходимо и на этом этапе урока организовать внимание учащихся.
Волевую сосредоточенность следует поддерживать разнообразными видами учебных занятий, внеклассной и домашней работой. Младшие школьники быстро утомляются от напряжения, здесь надо дать детям минуту отдыха. Лучший отдых от умственной работы дают физкультминутки. Например – Основная стойка за партой.
Руки вперед, пальцы выпрямить и развести. Ладони повернуть вверх, вниз. Пальцы сжимать и разжимать в такт слова.
Руки вперед вверх, вперед в стороны, вперед. Руки к плечам, локти прижать к туловищу, плечи развернуть.
Три хлопка в ладоши, три круговых движений кистью рук.
Четыре раза встать и разжать пальцы рук. Легкие взмахи кистью рук. Три хлопка в ладоши. Три круговых движения кистью рук. Сесть, руки положить на парту.
В классе проводим соревнование по рядам “Чей ряд лучше?” Когда замечаю, что класс устал, рассеян, работает вяло, начинаются маленькие шалости, то заставляю пропеть какую-нибудь песенку, и все придет опять в порядок.
Большое значение в воспитании внимания имеет наглядность. Наглядность дает ясность восприятия, вызывает и поддерживает внимание, облегчает учащимся понимание изучаемого материала и поэтому содействует прочному и глубокому усвоению знаний. Использую наборы разных предметных и сюжетных картинок в работе по развитию речи. Дети показывают картинку и по слогам произносят: ко-зы.
Теперь назовите слова из трех слогов. И вот названия найдены: ко-ро-ва, со-ба-ка. То же проделали с птицами, рыбами. Молчаливая игра. Показываю картинки: барабан, дом, машина, огурец, лук. Дети должны поднять карточки с одной, двумя, тремя полосками.
Хорошо помогает воспитанию внимания игра в предложениях – приказания.
Игра: “Будь внимательным”. Поднять руку, когда в слове слышится мягкое Р. Крыша, рябина, береза, крыло, кричит, грач, тряпка, порядок, лагерь.
Поднять руку , когда в слове слышится мягкое Т. Тетрадь, дети, газета, работа, ветер, телефон, утюг, петь, учить, рисовать, плита.
С целью воспитания внимания и развития памяти практикую заучивание загадок.
Заучивание стихотворения.
Мы ученики
Зазвенел звонок веселый
Наш учитель у доски,
Мы пришли сегодня в школе,
Мы теперь ученики!
Числительные один – четыре
Раз, два, три, четыре,
Меня в школе научили
И читать, и писать,
И считать, и рисовать.
Птичка
Птичка летает,
Птичка играет,
Птичка поет,
Птичка улетела.
Звездочка
Звездочку мне дали
Нет её милей
Звездочку ношу я
На груди своей…
Яркими лучами
Звездочка горит.
И со мной как будто
Ленин говорит.
Песенку поем
Как весело живется
Мы весело живем,
И в песенке поется
О том, как мы живем.
Весной
Возвращаются скворцы –
Наши старые жильцы.
Воробьи у лужицы
Шумной стайкой кружится.
Существенное условие успешного обучения – это воспитание у детей привычки быть внимательным ко всему тому, что говорит и что делает учитель в классе, а также к ответам своих товарищей. Внимание – необходимое условие для приобщения ребенка к знаниям и в особенности знаний по математике. Многие ошибки ученика в математических работах не только в первом, но и в последующих классах, объясняются недостатком внимания при выполнении работы.
В класс приходят дети с неустойчивым вниманием, не умеющие слушать учителя. Учитель должен уже на первых уроках математики начать работу над воспитанием у детей привычки внимательно слушать его речь и точно выполнять его задания.
На уроках математики для воспитания внимания использую предметных картинных наглядных пособий, карточки для развития внимания детей и занятия устным счетом.
Систематическая работа учителя по воспитанию внимания всегда дает положительный результат – у учащихся развивается привычка любую работу выполнять внимательно.
свернутьПравила поощрения
Способы похвалить ребёнка
Когда и как следует хвалить?
По мнению опытных психологов, следует хвалить и совсем маленьких детей, и взрослых людей:
Главный принцип – похвала не должна быть ожидаемой. Пусть комплимент прозвучит внезапно, как бы невзначай, и, естественно, будет искренним. Желательно, хваля ребенка, назвать его по имени. Всегда хвалите серьезно, убедительно и по существу.
Памятка
Как поощрять ребёнка в семье
Правила наказания
Нельзя наказывать лишением любви!
Педагогические требования к применению наказаний следующие:
Простые советы родителям
Понятием «сутки» — утро, вечер, день, ночь
Игра «Когда это делаем?»
Инструкция: составь ответ на вопрос «Когда идём в школу?»
Варианты вопросов:
Понятие «день недели»
Варианты:
Понятие «времени года»
Варианты:
После зимы наступит..
После осени наступит..
За весной идёт..
Инструкция: я начну, а ты продолжи.
Например:
Возрастные категории
Обращать внимание: «Кто старше», «Кто младше», Сколько будет …, если…»
Например:
Папа старше дедушки (Папа младше дедушки)
Мама моложе сестры (Сестра моложе мамы)
Задания, направленные на развитие и уточнение временных представлений, способствуют не только развитию временных представлений у ребенка, но и совершенствованию лексического и грамматического компонента речи.
Словарь ребенка обогащается новыми понятиями, связанными со временем.
Учитель – дефектолог Л.И.Терешко
свернутьУзнаем причинно-следственные связи в окружающем мире
Игра «Почему это произошло?»
Инструкция: Продолжи предложение, называя как можно больше возможных причин для каждой из описанных ниже ситуаций:
При поиске причин не стоит отбрасывать маловероятные, необычные причины.
Например: речка могла выйти из берегов как из-за дружного таяния снега весной, так и из-за того, что корабль инопланетян, приземлившись в русло реки, перегородил ее, образовав запруду.
Игра «Придумай взаимосвязь событий»
Инструкция: Отыщи связь между двумя на первый взгляд не связанными друг и другом событиями. Объясни, как все происходило.
Пример: Белка, сидя на дереве, упустила шишку.
Самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
Шишка, падая, спугнула зайца, сидящего под деревом. Заяц выскочил на дорогу. Шофер самосвала увидел зайца, остановил машину и побежал за ним. Заяц бросился в лес, шофер за ним. Шофер заблудился в лесу и самосвал с грузом не пришел по назначению вовремя.
События:
Игра «Что может произойти, если…»
Инструкция: Назови как можно больше событий, которые могут произойти из-за названного события.
Например: Если из окна выбросят кусочек булки, то его могут склевать птицы, он может упасть на голову прохожему, ветром его может занести в открытое окно на нижнем этаже и т.д.
События:
Игра «Продолжи предложения»
Игра “Фантастические предположения”
Инструкция: Назови возможные последствия события.
События:
Игра “Понимание назначения”.
Инструкция: Закончи фразу.
Игры-рассуждалки
Игра “Состав и строение предметов и процессов”.
Почему капелька воды не разливается, падая на руку?
Из чего птицы строят свои гнезда? Назови как можно больше предметов, используемых птицами.
Что нужно рыбке для жизни в аквариуме? Перечисли все необходимое. Из чего состоят облака и тучи?
Как отличить живой организм от неживого? Перечисли как можно больше признаков.
— Оцените различные возможности:
Мы собираемся в лес на два дня. Перечисли продукты и вещи, которые нам надо взять с собой.
Если у собаки день рождения, какие три вещи будут для нее лучшим подарком?
Правда-ли, что движение — это признак живого организма? Если нет, то почему?
Объясни, почему нельзя красть у другого? Назови как можно больше причин.
Учитель-дефектолог Л.И.Терешко
свернуть