МОДЕЛЬ
организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними на ранней стадии выявления признаков десоциализации
(структура и содержание инновационной модели)
Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну, изменение концепции профилактической работы. В работе с несовершеннолетними, не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими обязанности учащихся и несовершеннолетними, совершающими противоправные действия, необходимо отказаться от стихийных форм воспитания. Для проведения результативной и эффективной индивидуальной профилактической работы необходимо всестороннее изучение причин и многочисленных аспектов проблемы возникновения нарушений, характерологические особенности поступков несовершеннолетних в конкретный временной период, строить педагогическое взаимодействие с учетом создавшейся педагогической ситуации.
Деятельность с различными группами несовершеннолетних строится по-разному. Работа с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, должна работать на первичность, на повышение уровня воспитанности, развитие самосознания и саморегуляции его поведения. Работу с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия, необходимо направить на исправление отклонений в процессе нравственно-правового становления личности, на профилактику противоправных действий, проводить периодическую проверку усвоения правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации.
Объектом педагогической коррекции становятся интегративные качества личности несовершеннолетнего, профилактическая работа строится на изменении соотношения положительных и отрицательных качеств и черт личности несовершеннолетнего, которые (по результатами диссертационных исследований) находятся в корреляционной зависимости. Педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними направлено на развитие уже имеющихся и формирование новых положительных качеств и черт личности. Изменение внешних и внутренних факторов интенсивного формирования положительных черт и качеств личности уменьшает негативный потенциал несовершеннолетнего.
Поведение несовершеннолетнего, неисполняющего или ненадлежаще исполняющего обязанности учащегося или совершившего противоправные действия, рассматривается нами как временное дисгармоничное поведение, не соответствующее существующему законодательству и (или) общепринятым нормам морали, либо представлениям о его поведении другого субъекта: общества, группы, партнера или самого субъекта. Такое поведение не исключает возможности формирования в самом несовершеннолетнем ответственности за ход своего развития.
Структура внедряемой инновационной модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними состоит из следующих структурных компонентов: концептуально-целевого, организационно-содержательного и результативно-коррекционного.
Основой концептуально – целевого компонента выступает идея:
оптимизация всей организационно-управленческой деятельности учреждения образования по профилактике противоправного поведения;
развитие профессиональных компетенций педагогов, необходимых для проведения системной и систематической профилактической работы, выработка позитивного восприятия ими несовершеннолетних, независимо от отклонений поведения в различных видах их деятельности;
интеграция усилий всех субъектов воспитания по вопросам профилактики, организация совместной деятельности учреждения образования, семьи, общества и административных органов.
Методологический компонент модели основывается на гуманистической парадигме образования, отражает совокупность аксиологического, личностно ориентированного, деятельностного, системного, событийного, социокультурного и средового подходов.
Аксиологический подход предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания.
Личностно ориентированный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Этот подход настоятельно требует учета уникальности личности, её интеллектуального и духовного потенциала. Этот подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее индивидуальных возможностей.
Деятельностный подход ориентирован, во-первых, на анализ структуры деятельности, изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от педагога специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. В-третьих, деятельностный подход – суть которого состоит «в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений» – направлен на организацию активно-деятельностного обучения с ориентацией на развитие личности учащихся, создание условий для саморазвития учащихся, обеспечения базы для «запуска механизмов» самообучения.
Системный подход позволяет выделять составляющие элементы проектируемой модели, их внутреннюю организацию, функции, пути её возникновения и перспективы развития.
Основополагающей методологической идеей при этом выступает понимание системы как: 1) целостного образования; 2) совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, обладающей структурой; 3) организованного множества отдельных элементов, объединенных друг с другом и образующих определенного рода целостное единство.
Социокультурный подход предполагает организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека.
Событийный подход понимается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Кроме того, ему присущ целостный характер, так как оказывается воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности.
Средовой подход понимается как система действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Он связан с учетом влияния различных факторов, которые приобретают комплексный характер воздействия на личность.
Формирование и развитие личности осуществляется на основе организации определенной среды, организатором которой являлся педагог. Среда изменяется в соответствии с поставленными целями. Для этого используется воспитательный потенциал среды. Средовой подход предполагает нейтрализацию антисоциальных элементов и актуализацию позитивного потенциала социального окружения.
В основу модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации нами взяты следующие принципы:
- принцип успеха и успешности, где успех рассматривается как обязательное условие и как норма полноценной жизни ребенка. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей учащегося, его позитивную самореализацию;
- принцип педагогической поддержки на основе использования идей педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.), сопровождения (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова и др.) предполагает создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию положительных черт личности обучающихся;
- принцип событийности общности в процессе организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися заключается в организации педагогами совместных с родителями, учащимися другого возраста мероприятий, в процессе которых происходит формирование, как обучающихся, так и у родителей, и учителей ощущения сопричастности к событиям;
- принцип самоанализа, сущность которого заключается в определении учащимися своих способностей, возможностей, желаний;
- принцип открытости образования предполагает, что любой компонент образовательной, социальной и культурной среды может нести на себе воспитывающие и развивающие функции;
- принципы индивидуализации и дифференциации требует учета индивидуальных особенностей учащегося и содействия их дальнейшему развитию;
- принцип диалогизации предусматривает приоритетность диалогических форм деятельности, равноправное партнерское общение входе взаимодействия в системе «педагог-учащийся-родители»»;
- принцип целостности предполагает взаимодействие всех субъектов и направлений образовательной деятельности.
Организационно-содержательный компонент модели представлен следующими блоками: диагностический, деятельностный, технологический, ресурсный.
Организация индивидуальной профилактической работы начинается с получения письменного согласия родителей (законных представителей). Работа строится поэтапно и где-то параллельно. Первоночально проводится диагностика по определению причин отклонений в поведении (изучаем особенности личности ребенка, особенности семейного воспитания, особенности взаимоотношений и пр.) По результатам диагностики могут быть определены группы (дети, у которых одинаковые причины отклонения). На основании этого планируется индивидуально-групповая работа (коррекционные занятия, работа с семьей, работа с ближайшим значимым окружением (если это возможно). 1Важным моментом является диагностика сильных сторон личности, создание ситуации успеха и вовлечение детей в социально-значимую деятельность.
- Диагностический блок содержит следующие направления диагностики:
определение уровня направленности личности (позитивная, негативная), ее основное содержание (коллективистская, групповая, деловая, эгоистическая), ведущие интересы, ценностные ориентации, мотивация;
диагностика причин возникновения сложностей в поведении несовершеннолетнего;
основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются);
уровень средовой дезадаптации. Взаимоотношения ученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует, какие межличностные отношения могут быть использованы для преодоления ведущих недостатков или отрицательных качеств);
диагностика “первичного социума” – отношений «родители–дети». Воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодолении недостатков;
выявление особенностей внутри классных отношений учеников. Определение социометрического статуса в коллективе, уровень самосознания и самооценки.
- II. Деятельностный блок представлен следующими видами деятельности: диагностика, профилактика и коррекция, просвещение, консультирование, организация досуга (временной трудовой занятости).
- Диагностика.
Цель: выяснение причины сложностей взаимодействия. Психолого-педагогическое диагностирование.
Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) тестирование; 3) анкетирование; 4) социометрия; 5) изучение продуктов деятельности подростков; 6) изучение его интересов и склонностей; 7) изучение характера семейных отношений; 8) установление «психолого-педагогического диагноза», используемого в дальнейшей работе.
- Профилактика и коррекция.
2.1. Переориентация.
Цель: разрушение нежелаемого стереотипа поведения подростка.
Вид деятельности: 1) создание ситуации успеха в учебной деятельности; 2) оказание помощи в повышении созидательного статуса подростка; 3) оказание помощи в реализации социальных потребностей; 4) вовлечение несовершеннолетнего в социально значимую деятельность; 5) привлечение его к участию в коллективных творческих делах класса, учреждения; 6) разрушение «ложных» нравственных установок.
2.2. Закрепление.
Цель: формирование положительного стереотипа поведения и предупреждение изменения направленности личности.
Вид деятельности: 1) установление доверительных взаимоотношений с несовершеннолетним; 2) закрепление положительных качеств через понимание своей значимости, полезности.
2.3. Анализ и контроль.
Цель: повышение эффективности мер воспитательного взаимодействия и выявление положительных изменений, происшедших с несовершеннолетним.
Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) изучение продуктов деятельности; 4) сравнительный анализ учебных и поведенческих достижений.
- Просвещение.
Цель: Знакомство с нравственными критериями всех видов деятельности, с навыками борьбы со стрессами, актуализация источников нравственного опыта подростков.
Вид деятельности: 1) информирование, 2) нравственные беседы, 3) уроки этики, 4) встречи со специалистами, 5) тренинги развития.
- Консультирование.
Цель: сбор необходимой информации, определение проблемы, установление доверительных отношений, выработка рекомендаций по существующей проблеме.
Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) тренинги по осмыслению проблемы; 4) консультации; 5) рекомендации.
- Организация досуга (временной трудовой занятости)
Цель: Овладение несовершеннолетним способами организации своего свободного времени, развитие умения культурно и интересно проводить досуг.
Вид деятельности: 1) занятия в кружках, секциях, факультативах, 2) вовлечение в клубные объединения; 3) организация молодежных акций; 4) экскурсии; 5) трудовые бригады; 6) волонтерские объединения и т.д.
III. Технологический блок.
В данном блоке организационно-содержательного компонента представлены направления, приемы и методы организации индивидуально-профилактической работы.
- Коррекция особенностей личности.
Цель: Выявление и развитие положительных качеств личности.
Учет личностных особенностей в процессе взаимодействия;
Развитие навыков самоконтроля. Пополнение знаний о понимании себя как личности. Проведение спонтанных бесед с целью устранения установок на безответственное поведение;
Проведение бесед по формированию правовых знаний, здорового образа жизни. Привлечение к участию в школьных лекториях;
Создание ситуаций, в которых несовершеннолетний может проявить положительные черты характера и качества личности;
Включение несовершеннолетнего в тренинговую группу по формированию продуктивных навыков общения и развития положительных качеств личности;
Развитие у несовершеннолетнего умений и навыков по самовоспитанию.
- Изменение содержания и характера деятельности.
Цель: Достижение успеха в различных видах деятельности (учеба, производительный труд, спорт, техническое и художественное творчество).
Учет интеллектуальных возможностей в учебной деятельности;
Организация стимулирующих и поддерживающих занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях;
Осуществление контроля за посещением занятий и успеваемостью;
Нормализация учебной деятельности;
Использование системы временных и постоянных поручений для улучшения социального статуса несовершеннолетнего. Включение в работу кружков и спортивных секций;
Привлечение к разовым или постоянным общественным поручениям, в процессе выполнения которых несовершеннолетний может проявить себя, добиться похвалы, уважения окружающих.
- Изменение условий семейного воспитания.
Цель: Оздоровление обстановки в семье и улучшение отношений родителей с детьми.
Изучение положительных и отрицательных особенностей внутрисемейных отношений;
Постоянный контакт с родителями с целью осуществления согласованности в воспитательных взаимодействиях педагогов и родителей;
Привлечение родителей к воспитательной работе с несовершеннолетними в учреждении образоания;
Педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры;
Применение мер общественного воздействия к родителям
- Изменение содержания и характера общения.
Цель: Улучшение личных взаимоотношений несовершеннолетнего со сверстниками, педагогами, родителями. Вовлечение его в коллективную жизнь, общественные формирования.
Постоянное проявление интереса к делам и проблемам несовершеннолетнего, формирование доверительных отношений с ним;
Разрешение конфликтных ситуаций и изменение характера взаимоотношений с несовершеннолетним на более продуктивные;
Постоянное привлечение несовершеннолетнего к совместному планированию, подготовке, проведению и анализу коллективных творческих дел;
Создание ситуаций, приводящих к самовыражению несовершеннолетнего;
Избежание чрезмерной директивности, проявления безапеляционной власти, жесткой требовательности к несовершеннолетнему;
Принятие решительных мер к разрыву нежелательных связей несовершеннолетнего.
- IV. Ресурсный блок.
Ресурсный блок организационно-содержательного компонента включает в себя интеллектуальные, морально-материальные, информационные ресурсы.
интеллектуальные ресурсы (педагогические работники, повышение квалификации педагогов, переподготовка, обучение персонала)$
моральные и материальные ресурсы (мотивация, премирование, моральное и материальное поощрение педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности);
информационный ресурсы: (публикации, семинары, обмен опытом работы с учреждениями образования региона, республики) ближнего и (или) дальнего зарубежья.
Результативно-коррекционный компонент модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними предполагает периодический мониторинг результатов. Основным критерием результативности становится сравнительная характеристика поведения несовершеннолетнего, учебной деятельности и уровня межличностных отношений.
Промежуточные и итоговые результаты проводимой ИПР рассматриваются на миниконсиллиумах, на которые приглашаются все субъекты взаимодействия с подростком, или на заседании совета профилактики по необходимости, но не реже чем 1 раз в квартал. По результатам мониторинга вносятся коррективы в программу ИПР, либо разрабатывается новый этап реализации программы.
свернуть