Школа толерантности
В современном мире стали много говорить о толерантности, интеграции, инклюзии. Часто и сегодня можно столкнуться с тем, что в сознании людей не сформирован позитивный образ человека с особенностями психофизического развития, поэтому важно научить людей жить вместе.
Так, по словам Федерико Майора, генерального директора ЮНЕСКО «Жизнь в условиях многообразия является одним из источников серьёзных проблем для обществ, в которых подрастают наши дети».
Определение слова толерантность на разных языках земного шара звучит по-разному:
в английском – готовность быть терпимым, снисходительным;
во французском – отношение, когда человек думает и действует иначе, чем ты сам;
в китайском – быть по отношению к другим великодушным;
в арабском – милосердие, терпение, сострадание;
в русском – умение принять другого таким, какой он есть.
ТОЛЕРАНТНОСТЬ – основа всего нравственного воспитания. Под толерантностью следует понимать психологическую готовность к терпимости ради позитивного взаимодействия с людьми другой нации, культуры, религии и социальной среды. Толерантность – это добродетель, с помощью которой можно достичь мира.
Воспитание толерантных взаимоотношений относится к области формирования социальной коммуникативности.
Важно научиться учащихся быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто, особенно для ребенка в новом современном коллективе с такими разными сверстниками, возрастными, личностными и другими особенностями, к которым он еще не свыкся, к которым еще не адаптировался. Необходимость воспитания толерантности, поможет ребёнку осознать своей индивидуальность, личности сверстников, что поспособствует успешной адаптации к окружающему его миру.
Показателями степени социализации для учащихся I ступени обучения являются:
- способность принимать на себя ответственность и контролировать свои
поступки;
- приобретение навыка умения действовать в соответствии с ситуацией;
- следование правилам, принятым в группе (классе);
- способность выражать адекватную эмоциональную реакцию на
происходящие события.
Целью формирования толерантности является формирование установок понимания и принятия чужого мнения, умение эмпатировать и налаживать элементарный контакт.
Важно формировать установку, что каждый ребенок, каким бы он ни был, - прежде всего уникальная личность. И, несмотря на особенности развития, он имеет равные с другими детьми права.
В условиях интегрированного обучения и воспитания необходимо формировать в коллективе адекватные установки в отношении особого ребенка: смотреть на него как на человека с определенным потенциалом, принимать его таким, какой он есть, со всеми его особенностями. Решение поставленной задачи возможно через проведение бесед, игр, помогающих осознать, что такой ребенок отличается от них и внешне, и внутренне, при этом он не понимает, почему он другой. Он растет и развивается в силу своих возможностей и способностей. Он ждет от взрослых и детей помощи, чтобы мы научили его играть, общаться.
Формы, методы и приемы которые возможно использовать при формировании толерантного отношения:
демонстрация сильных сторон и положительных качеств личности особого ребенка (физическая сила и выносливость, трудолюбие, старательность).
создание ситуаций успеха, стимулирующих данную категорию детей к самостоятельности. Педагогу необходимо отмечать и положительно оценивать даже незначительные успехи и достижения ребенка («посмотрите, какая красивая открытка получилась у Саши, он старался и выполнил работу быстро и аккуратно»).
Демонстрация достижений взрослых людей с интеллектуальной недостаточностью в профессиональной деятельности и самостоятельной жизни (овладевают профессиями маляра, плотника, слесаря, швеи; ориентируются в социальных отношениях и взаимодействуют с другими людьми, достижения известных людей-актеров, музыкантов и др.).
Оказание помощи особым детям со стороны здоровых сверстников (поддерживать в порядке рабочее место, выполнять общественные поручения).
Чтение специальной популярной литературы, содержание которой формирует систему отношений к данной категории детей.
Вовлечение в культурно-развлекательные и познавательные мероприятия детей с особенностями психофизического развития и их родителей (школьных праздников, утренников, выставок детского творчества, фотоэкспозиций, культпоходов, экскурсий и др.)
Вовлечение учащихся с особенностями в развитии в среду нормально развивающихся сверстников способствует повышению адаптационных возможностей детей.
Источник: интернет-ресурс ckroir-voronovo.schools.by,
sch12.minsk.edu.by, doshkobrsd.edu.minskregion.by
Рекомендации по выполнению артикуляционной гимнастики
Упражнения для развития мышц речевого аппарата для родителей
Упражнения по развитию речевого дыхания