Модель организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними на ранней стадии выявления признаков десоциализации

Система образования Республики Беларусь вышла на новый этап совершенствования воспитательной и идеологической работы. В то же время, происходит утрата ориентиров в системе ценностей, возрастает влияние социальных сетей на несовершеннолетних, уменьшается влияние семьи на их воспитание, что приводит к десоциализации несовершеннолетних и, как следствие, совершение ими противоправных действий. 

Одной из наиболее актуальных и социально значимых задач, стоящих перед школой и обществом в целом, является снижение роста преступности среди молодежи и повышение эффективности профилактической работы.

Модель организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации предполагает изменение концепции профилактической работы:

  • работаем на предупреждение, а не по факту совершённого противоправного действия;
  • индивидуальная профилактическая траектория каждого подростка (дифференцированный подход);
  • строим работу на основе педагогического взаимодействия, отказываясь от воздействия, попытки перевоспитания личности подростка;
  • основной ориентир: изменение соотношения положительных и отрицательных качеств личности, развитие уже имеющихся и формирование новых положительных черт.

Предлагаются методические и дидактические материалы, полученные в ходе реализации инновационного проекта «Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации», который был реализован в период с 2020 по 2023 год.

Консультант проекта:

Бархерит Галина Яковлевна, доцент кафедры психолого-педагогического сопровождения образования государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования», кандидат педагогических наук.

В результате последовательной и системной деятельности по формированию профессиональных компетенций в организации профилактической работы, педагогический коллектив сможет:

  1. Выявлять ранние признаки десоциализации в направлении формирования нравственно зрелой, подготовленной к самостоятельной жизни личности, способной занимать активную гражданскую позицию, жить в соответствии с социально-правовыми нормами.
  2. Проводить индивидуальную профилактическую работу с различными группами несовершеннолетних дифференцированно в соответствии с программой поэтапного педагогического взаимодействия.
  3. Развивать имеющиеся и формировать новые положительные качества и черты личности несовершеннолетних посредством изменения соотношения положительных и отрицательных качеств и черт личности.
  4. Активизировать роль родительской общественности в образовательном процессе, осуществлять согласованность в воспитательных взаимодействиях педагогов, родителей, социальных партнёров.
  5. Формировать социальную направленность поведения несовершеннолетнего во всех сферах его жизнедеятельности.

 Материалы адресованы методическим службам управлений образования, руководителям учреждений общего среднего образования, классным руководителям, учителям.

Справка об итогах реализации инновационного проекта итоговая

развернуть

Критерии и показатели эффективности внедрения модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации

развернуть

Эффективность деятельности в работе с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности определяется по следующим критериям и показателям:

Критерии эффективности

Показатели

Наличие саморегуляции поведения

Умение строить свои взаимоотношения с окружающими, правильно реагировать на конфликтные ситуации

Уровень критической самооценки

Умение принимать ответственность за свое поведение, делать правильный вывод

Уровень развития самосознания

Умение различать положительные и отрицательные качества, исключать влияние отрицательных качеств в поведении

Соотношение уровня обученности к уровню обучаемости

Положительная динамика учебных достижений

Изменение форм межличностного взаимодействия

Повышения уровня ответственности; умение трудиться на благо общества, учебного заведения, класса; готовности оказывать помощь окружающим

Наличие сопротивляемости к негативному воздействию

Наличие или отсутствие вредных привычек

Уровень рефлексии

Удовлетворенность учащихся, педагогов, родителей результатами деятельности

Деятельность с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия, будет эффективной в соответствии следующим критериям и показателям.

Критерии эффективности

Показатели

Изменение направленности личности с негативной на позитивную

Улучшение поведения, наличие мотивации к учебной деятельности, повышение успеваемости.

Уровень воспитанности и нравственно-правового становления личности

 

Повышения качества знаний в области права. Отсутствие правонарушений.

Умение позитивно строить взаимоотношения с окружающими

Отсутствие нарушений  правил поведения учащихся

 

Повышение ответственности за своё поведение;  положительные отзывы педагогов, учащихся о результатах взаимодействия

Наличие правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации

 

Умения принимать правильное решение в сложных ситуациях. Избегание и регуляция конфликтов

Повышение соотношения положительных качеств личности и черт характера к отрицательным

Стремление к активному участию в жизни класса, школы.

Положительная динамика образовательных достижений

Осмысление способов формирования правильного поведения

Умение рационально решать жизненные проблемы. Отсутствие конфликтов и недопонимания с окружающими

Отсутствие конфликтных ситуаций в межличностном взаимодействии

 

Наличие дружеских отношений с родителями, педагогами, одноклассниками

Изменение стиля взаимоотношений с окружающими

Умение вежливо построить общение с оппонентами

Изменение социального статуса в коллективе

 

Принятие в коллективе. Уважительное отношение одноклассников и педагогов

свернуть

МОДЕЛЬ организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними на ранней стадии выявления признаков десоциализации

развернуть

МОДЕЛЬ

организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними на ранней стадии выявления признаков десоциализации

(структура и содержание инновационной модели)

Основная идея инновационного проекта, определяющая его новизну, изменение концепции профилактической работы. В работе с несовершеннолетними, не исполняющими или ненадлежащим образом исполняющими обязанности учащихся и несовершеннолетними, совершающими противоправные действия, необходимо отказаться от стихийных форм воспитания. Для проведения результативной и эффективной индивидуальной профилактической работы необходимо всестороннее изучение причин и многочисленных аспектов проблемы возникновения нарушений, характерологические особенности поступков несовершеннолетних в конкретный временной период, строить педагогическое взаимодействие с учетом создавшейся педагогической ситуации. 

Деятельность с различными группами несовершеннолетних строится по-разному. Работа с несовершеннолетними, неисполняющими или ненадлежаще исполняющими обязанности учащегося, должна работать на первичность, на повышение уровня воспитанности, развитие самосознания и саморегуляции его поведения. Работу с несовершеннолетними, совершающими противоправные действия, необходимо направить на исправление отклонений в процессе нравственно-правового становления личности, на профилактику противоправных действий, проводить периодическую проверку усвоения правильного стереотипа поведения в конкретной ситуации.

Объектом педагогической коррекции становятся интегративные качества личности несовершеннолетнего, профилактическая работа строится на изменении соотношения положительных и отрицательных качеств и  черт личности несовершеннолетнего, которые (по результатами диссертационных исследований) находятся в корреляционной зависимости. Педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними направлено на развитие уже имеющихся и формирование новых положительных качеств и черт личности. Изменение внешних и внутренних факторов интенсивного формирования положительных черт и качеств личности уменьшает негативный потенциал несовершеннолетнего.

Поведение несовершеннолетнего, неисполняющего или ненадлежаще исполняющего обязанности учащегося или совершившего противоправные действия, рассматривается нами как временное дисгармоничное поведение, не соответствующее существующему законодательству и (или) общепринятым нормам морали, либо представлениям о его поведении другого субъекта: общества, группы, партнера или самого субъекта. Такое поведение не исключает возможности формирования в самом несовершеннолетнем ответственности за ход своего развития.

Структура внедряемой инновационной модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними состоит из следующих структурных компонентов: концептуально-целевого, организационно-содержательного и результативно-коррекционного.

Основой концептуально – целевого компонента выступает идея:

оптимизация всей организационно-управленческой деятельности учреждения образования по профилактике противоправного поведения;

развитие профессиональных компетенций педагогов, необходимых для проведения системной и систематической профилактической работы, выработка позитивного восприятия ими несовершеннолетних, независимо от отклонений поведения в различных видах их деятельности;

интеграция усилий всех субъектов воспитания по вопросам профилактики, организация совместной деятельности учреждения образования, семьи, общества и административных органов.

Методологический компонент модели основывается на гуманистической парадигме образования, отражает совокупность аксиологического, личностно ориентированного, деятельностного, системного, событийного, социокультурного и средового подходов.

Аксиологический подход предполагает приоритетное значение ценностей личности и коллектива в процессе образования и воспитания.

Личностно ориентированный подход означает ориентацию при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как на цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Этот подход настоятельно требует учета уникальности личности, её интеллектуального и духовного потенциала. Этот подход предполагает создание условий для самореализации личности, выявления (диагностики) и развития ее индивидуальных возможностей.

Деятельностный подход ориентирован, во-первых, на анализ структуры деятельности, изучению составляющих их: предметное содержание; мотивы побуждающие субъекта к деятельности; цели, на достижение которых она направлена; средства, с помощью которых деятельность осуществляется, и её результаты. Во-вторых, деятельностный подход требует от педагога специальной работы по выбору и организации деятельности ребёнка, по активизации и переводу его в позицию субъекта. Это, в свою очередь предполагает обучение воспитанника сознательному выбору цели и обоснованному планированию деятельности, её организации и регулированию, контролю, самоанализу и оценке результатов деятельности. В-третьих, деятельностный подход – суть которого состоит «в признании единства психики и деятельности, единства строения внутренней и внешней деятельности, деятельностного опосредования межличностных отношений» – направлен на организацию активно-деятельностного обучения с ориентацией на развитие личности учащихся, создание условий для саморазвития учащихся, обеспечения базы для «запуска механизмов» самообучения.

Системный подход позволяет выделять составляющие элементы проектируемой модели, их внутреннюю организацию, функции, пути её возникновения и перспективы развития.

Основополагающей методологической идеей при этом выступает понимание системы как: 1) целостного образования; 2) совокупности элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, обладающей структурой; 3) организованного множества отдельных элементов, объединенных друг с другом и образующих определенного рода целостное единство.

Социокультурный подход предполагает организацию такого образовательного процесса и создание такой образовательной среды, чтобы формирование личности протекало в контексте общечеловеческой культуры с учетом конкретных культурных условий жизнедеятельности человека.

Событийный подход понимается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия. Кроме того, ему присущ целостный характер, так как оказывается воздействие на сознание, эмоциональную сферу и поведение личности.

Средовой подход понимается как система действий со средой, обеспечивающих ее превращение в средство диагностики, проектирования и продуцирования воспитательного результата. Он связан с учетом влияния различных факторов, которые приобретают комплексный характер воздействия на личность.

Формирование и развитие личности осуществляется на основе организации определенной среды, организатором которой являлся педагог. Среда изменяется в соответствии с поставленными целями. Для этого используется воспитательный потенциал среды. Средовой подход предполагает нейтрализацию антисоциальных элементов и актуализацию позитивного потенциала социального окружения.

В основу модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации нами взяты следующие принципы:

  • принцип успеха и успешности, где успех рассматривается как обязательное условие и как норма полноценной жизни ребенка. Этот принцип предполагает создание условий, направленных на раскрытие и развитие способностей учащегося, его позитивную самореализацию;
  • принцип педагогической поддержки на основе использования идей педагогической поддержки (О.С. Газман, Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин и др.), сопровождения (Е.А. Александрова, М.Р. Битянова и др.) предполагает создание педагогических условий, способствующих формированию и развитию положительных черт личности обучающихся;
  • принцип событийности общности в процессе организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися заключается в организации педагогами совместных с родителями, учащимися другого возраста мероприятий, в процессе которых происходит формирование, как обучающихся, так и у родителей, и учителей ощущения сопричастности к событиям;
  • принцип самоанализа, сущность которого заключается в определении учащимися своих способностей, возможностей, желаний;
  • принцип открытости образования предполагает, что любой компонент образовательной, социальной и культурной среды может нести на себе воспитывающие и развивающие функции;
  • принципы индивидуализации и дифференциации требует учета индивидуальных особенностей учащегося и содействия их дальнейшему развитию;
  • принцип диалогизации предусматривает приоритетность диалогических форм деятельности, равноправное партнерское общение входе взаимодействия в системе «педагог-учащийся-родители»»;
  • принцип целостности предполагает взаимодействие всех субъектов и направлений образовательной деятельности.

 

Организационно-содержательный компонент модели представлен следующими блоками: диагностический, деятельностный, технологический, ресурсный.

Организация индивидуальной профилактической работы начинается с получения письменного согласия родителей (законных представителей). Работа строится поэтапно и где-то параллельно. Первоночально проводится диагностика по определению причин отклонений в поведении (изучаем особенности личности ребенка, особенности семейного воспитания, особенности взаимоотношений и пр.) По результатам диагностики могут быть определены группы (дети, у которых одинаковые причины отклонения). На основании этого планируется индивидуально-групповая работа (коррекционные занятия, работа с семьей, работа с ближайшим значимым окружением (если это возможно). 1Важным моментом является диагностика сильных сторон личности, создание ситуации успеха и вовлечение детей в социально-значимую деятельность.

  1. Диагностический блок содержит следующие направления диагностики:

определение уровня направленности личности (позитивная, негативная), ее основное содержание (коллективистская, групповая, деловая, эгоистическая), ведущие интересы, ценностные ориентации, мотивация;

диагностика причин возникновения сложностей в поведении несовершеннолетнего;

основные и сопутствующие недостатки, определяющие отклонения в поведении (в какой мере они связаны между собой, насколько устойчивы, в каких видах деятельности чаще всего проявляются);

уровень средовой дезадаптации. Взаимоотношения ученика с педагогами, родителями, коллективом класса (кто пользуется авторитетом, с кем дружит, с кем конфликтует, какие межличностные отношения могут быть использованы для преодоления ведущих недостатков или отрицательных качеств);

диагностика “первичного социума” – отношений «родители–дети». Воспитательные возможности семьи в развитии положительных качеств подростка и преодолении недостатков;

выявление особенностей внутри классных отношений учеников. Определение социометрического статуса в коллективе, уровень самосознания и самооценки.

  1. II. Деятельностный блок представлен следующими видами деятельности: диагностика, профилактика и коррекция, просвещение, консультирование, организация досуга (временной трудовой занятости).
  2. Диагностика.

Цель: выяснение причины сложностей взаимодействия. Психолого-педагогическое диагностирование.

Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) тестирование; 3) анкетирование; 4) социометрия; 5) изучение продуктов деятельности подростков; 6) изучение его интересов и склонностей; 7) изучение характера семейных отношений; 8) установление «психолого-педагогического диагноза», используемого в дальнейшей работе.

  1. Профилактика и коррекция.

2.1. Переориентация.

Цель: разрушение нежелаемого стереотипа поведения подростка.

Вид деятельности: 1) создание ситуации успеха в учебной деятельности; 2) оказание помощи в повышении созидательного статуса подростка; 3) оказание помощи в реализации социальных потребностей; 4) вовлечение несовершеннолетнего в социально значимую деятельность; 5) привлечение его к участию в коллективных творческих делах класса, учреждения; 6) разрушение «ложных» нравственных установок.

2.2. Закрепление.

Цель: формирование положительного стереотипа поведения и предупреждение изменения направленности личности.

Вид деятельности: 1) установление доверительных взаимоотношений с несовершеннолетним; 2) закрепление положительных качеств через понимание своей значимости, полезности.

2.3. Анализ и контроль.

Цель: повышение эффективности мер воспитательного взаимодействия и выявление положительных изменений, происшедших с несовершеннолетним.

Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) изучение продуктов деятельности; 4) сравнительный анализ учебных и поведенческих достижений.

  1. Просвещение.

Цель: Знакомство с нравственными критериями всех видов деятельности, с навыками борьбы со стрессами, актуализация источников нравственного опыта подростков.

Вид деятельности: 1) информирование, 2) нравственные беседы, 3) уроки этики, 4) встречи со специалистами, 5) тренинги развития.

  1. Консультирование.

Цель: сбор необходимой информации, определение проблемы, установление доверительных отношений, выработка рекомендаций по существующей проблеме.

Вид деятельности: 1) наблюдение; 2) анкетирование; 3) тренинги по осмыслению проблемы; 4) консультации; 5) рекомендации.

  1. Организация досуга (временной трудовой занятости)

Цель: Овладение несовершеннолетним способами организации своего свободного времени, развитие умения культурно и интересно проводить досуг.

Вид деятельности: 1) занятия в кружках, секциях, факультативах, 2) вовлечение в клубные объединения; 3) организация молодежных акций; 4) экскурсии; 5) трудовые бригады; 6) волонтерские объединения и т.д.

III. Технологический блок.

В данном блоке организационно-содержательного компонента представлены направления, приемы и методы организации индивидуально-профилактической работы.

  1. Коррекция особенностей личности.

Цель: Выявление и развитие положительных качеств личности.

Учет личностных особенностей в процессе взаимодействия;

Развитие навыков самоконтроля. Пополнение знаний о понимании себя как личности. Проведение спонтанных бесед с целью устранения установок на безответственное поведение;

Проведение бесед по формированию правовых знаний, здорового образа жизни. Привлечение к участию в школьных лекториях;

Создание ситуаций, в которых несовершеннолетний может проявить положительные черты характера и качества личности;

Включение несовершеннолетнего в тренинговую группу по формированию продуктивных навыков общения и развития положительных качеств личности;

Развитие у несовершеннолетнего умений и навыков по самовоспитанию.

  1. Изменение содержания и характера деятельности.

Цель: Достижение успеха в различных видах деятельности (учеба, производительный труд, спорт, техническое и художественное творчество).

Учет интеллектуальных возможностей в учебной деятельности;

Организация стимулирующих и поддерживающих занятий с целью ликвидации пробелов в знаниях;

Осуществление контроля за посещением занятий и успеваемостью;

Нормализация учебной деятельности;

Использование системы временных и постоянных поручений для улучшения социального статуса несовершеннолетнего. Включение в работу кружков и спортивных секций;

Привлечение к разовым или постоянным общественным поручениям, в процессе выполнения которых несовершеннолетний может проявить себя, добиться похвалы, уважения окружающих.

  1. Изменение условий семейного воспитания.

Цель: Оздоровление обстановки в семье и улучшение отношений родителей с детьми.

Изучение положительных и отрицательных особенностей внутрисемейных отношений;

Постоянный контакт с родителями с целью осуществления согласованности в воспитательных взаимодействиях педагогов и родителей;

Привлечение родителей к воспитательной  работе с несовершеннолетними  в учреждении образоания;

Педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры;

Применение мер общественного воздействия к родителям

  1. Изменение содержания и характера общения.

Цель: Улучшение личных взаимоотношений несовершеннолетнего со сверстниками, педагогами, родителями. Вовлечение его в коллективную жизнь, общественные формирования.

Постоянное проявление интереса к делам и проблемам несовершеннолетнего, формирование доверительных отношений с ним;

Разрешение конфликтных ситуаций и изменение характера взаимоотношений с несовершеннолетним на более продуктивные;

Постоянное привлечение несовершеннолетнего к совместному планированию, подготовке, проведению и анализу коллективных творческих дел;

Создание ситуаций, приводящих к самовыражению несовершеннолетнего;

Избежание чрезмерной директивности, проявления безапеляционной власти, жесткой требовательности к несовершеннолетнему;

Принятие решительных мер к разрыву нежелательных связей несовершеннолетнего.

  1. IV. Ресурсный блок.

Ресурсный блок организационно-содержательного компонента включает в себя интеллектуальные, морально-материальные, информационные ресурсы.

интеллектуальные ресурсы (педагогические работники, повышение квалификации педагогов, переподготовка, обучение персонала)$

моральные и материальные ресурсы (мотивация, премирование, моральное и материальное поощрение педагогов, участвующих в экспериментальной деятельности);

информационный ресурсы: (публикации, семинары, обмен опытом работы с учреждениями образования региона, республики) ближнего и (или) дальнего зарубежья.

Результативно-коррекционный компонент модели организации индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними предполагает периодический мониторинг результатов. Основным критерием результативности становится сравнительная характеристика поведения несовершеннолетнего, учебной деятельности и уровня межличностных отношений.

Промежуточные и итоговые результаты проводимой ИПР рассматриваются на миниконсиллиумах, на которые приглашаются все субъекты взаимодействия с подростком, или на заседании совета профилактики по необходимости, но не реже чем 1 раз в квартал. По результатам мониторинга вносятся коррективы в программу ИПР, либо разрабатывается новый этап реализации программы.

свернуть

Методические разработки и дидактические материалы

развернуть

ЛИТЕРАТУРНЫЕ ИСТОЧНИКИ

развернуть
  1. Бархерит, Г.Я. Организация индивидуальной профилактической работы. Педагогическое взаимодействие с несовершеннолетними: методические рекомендации / Г. Я. Бархерит, Е. П. Акимова; Главное управление образования Гродненского облисполкома, Гродненский областной институт развития образования
  2. Бархерит, Г.Я. Преодоление осложненного поведения подростков в условиях открытой воспитательной системы / Г.Я. Бархерит. – Минск: Тэхналогiя, 2005. – 107с.
  3. Девиантное поведение у подростков: Социально-психологические и психиатрические аспекты. – Минск: Беларусь, 1998. − 207 с.
  4. Деятельность классного руководителя в организации воспитательно-профилактической работы с несовершеннолетними детьми и их семьями. − 3-е изд., перераб. и доп. – Минск: Изд. ООО «Красико-Принт», 2002. – 96 с.
  5. Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 31 мая 2003 г. № 200-З (вредакции 9.01.2017г №18-3).
  6. Кодекс Республики Беларусь об образовании 243-З от 13.01. 2011 г.
  7. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи в Республике Беларусь (Постановление Министерства образования республики Беларусь 15 июля 2015 года № 82)
  8. Методические рекомендации по организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися в учреждениях образования/ Приложение к письму Министерства образования Республики Беларусь 20.07.2018 № 05-01- 21/6205 /дс
  9. Ничишина, Т.В. Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних в школе и семье / Т.В. Ничишина. – Минск: Национальный институт образования, 2018. — 248 с.
  10. Ранняя профилактика отклоняющегося поведения учащихся (Психолого-педагогический аспект): Пособ. для учит.. / Под ред. В.А.Татенко, Т.М.Титиренко. – Киев: Рад. шк., 1989. – 128 с.
  11. Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к девиантному поведению / сост. Н.В. Пономаренко. − Минск: Красико−Принт, 2014. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу).
  12. https://psy.wikireading.ru/58153
  13. https://cyberleninka.ru/article/n/harakteristika-sotsialnoy-zrelosti-lichnosti-buduschih-pedagogov-psihologov
  14. https://ntb.donstu.ru/content/socialno-zrelaya-lichnost-mif-ili-realnost-v-epohu-globalizacii
  15. http://ripo.unibel.by/assets/masterstvo_online/docs/2/4_1.pdf
  16. https://elibrary.ru/item.asp?id=21241414
свернуть