Инновационная деятельность, инновационный опыт

Инновационный опыт

Внедрение модели активной оценки образовательных результатов как средства когнитивного развития учащихся

Научные руководители:

П.Н.Савостенок, начальник центра дополнительного образования «Альтернатива», кандидат философских наук

Е.В.Радевич, начальник центра профессионального развития и инновационного образования государственного учреждения образования «Академия последипломного образования».

 Инновационный опыт представлен материалами, отражающими системную работу педагогического коллектива по   созданию   социально — образовательной среды, способствующей когнитивному развитию учащихся на основе внедрения модели активной оценки образовательных результатов.  Данный опыт был представлен на областном семинаре и  областном фестивале «Инновационная школа: информационный и аналитический портрет», транслировался  в республиканской прессе.

Посредством реализации данного проекта определена перспектива развития инновационного опыта и обоснована необходимость внедрения в образовательную практику инновационной модели активной оценки образовательных результатов учащихся как средства их когнитивного развития.

      Рекомендации адресованы методическим службам управлений (отделов) образования, спорта и туризма, руководителям учреждений общего среднего образования, предпринимающим шаги по созданию сбалансированной системы контроля и оценки учебных достижений учащихся, педагогическим работникам, которые заинтересованы в применении технологий оценивания, стимулирующих оценочную самостоятельность учащихся и обеспечивающих их когнитивное развитие.

Описание модели, структура содержания внедрения модели, критерии и показатели по которым определялась эффективность инновационной деятельности

Научно-теоретические основания модели активной оценки образовательных результатов

учащихся как средства их когнитивного развития 

 1.1. Концептуальные положения

Концептуальную основу инновации составил ряд теоретических положений, касающихся изучения вопросов оценивания и когнитивного развития учащихся. Проблема развития когнитивных процессов нашла отражение в трудах многих ученых. Деятельностная основа развития когнитивных способностей изучена Рубинштейном С. Л., Менчинской И.Д., Крутецким В.А., Венгером Л.Н., Леонтьевым А.Н., Тепловым Б.М., Давыдовым В.З., Зинченко В.П.

Зависимость когнитивных (мыслительных, аттенционных, мнемических) способностей от свойств нервной системы установлена Изюмовой С.А., Голубевой Э.А., Гальпериным П.Я., Добрыниным И.Ф.

Связи мотива с индивидуально-типологическими особенностями личности глубоко описаны Асеевым В.Т., Михайловой В.П., Ильиным Е.П., Шадриковым В.Д. Влияние мотивации на развитие умственных способностей

изучали Якиманская И.С., Маркова А.К., Шадриков В.Д.

Смирнов А.А., Зинченко В.П., Житнякова Л.М., Ляудис В.Я., Мальцева К.П., Гнедова П.М., Телегина В.Д., Волкова Т.Г. установили связи процессов памяти с мышлением, восприятием, волевыми, эмоциональными, мотивационными состояниями личности.

Проблема интеллектуального развития ребенка в учебной деятельности многопланова и включает в себя разнообразные вопросы. Проблемы интеллекта и его развития изучались Г.Г. Андреевым, В.Ю. Крамаренко, В.Е. Никитиным, Ж. Пиаже, С Л. Рубинштейном, М.А. Холодной и другими учеными; пути и средства умственного развития учащихся, приёмы переноса умственной деятельности в различные ситуации рассматривались Д.Н. Богоявленским, Л.С. Выготским, Е.Н. Кабановой-Меллер, И.Я. Лернером, Н.Ф. Талызиной; вопросы развития интеллектуальных умений раскрывались И.И.Лернером, Н.А. Менчинской и другими исследователями, вопросам развития данных умений у младших школьников посвящены диссертационные исследования Г.Н. Беловой, М.А. Романовой, М. Хакбердыева, А.С. Якуповой и других авторов.

Общедидактические подходы к развитию у школьников интеллектуальных умений разрабатывались в рамках теории умственного развития (Д.Н. Богоявленский, Е.Н. Кабанова — Меллер) и теории поэтапного формирования умственных действий (П.Я. Гальперин, Н.Ф. Талызина). Указанные авторы считают интеллектуальные умения одним из показателей умственного развития человека, фактором повышения качества знаний школьников, развития их познавательной самостоятельности, активности и общих умственных способностей.

Изучению феномена оценки в процессе школьного обучения посвящено  множество работ, среди которых  можно выделить концепции Ш.А. Амонашвили, Б.Г. Ананьева и его школы,  теорию развивающего обучения Д.Б.Эльконина — В.В. Давыдова. Не все идеи этих ученых были успешно перенесены в практику школьного обучения и поэтому до сих пор недостаточно использован развивающий потенциал процесса оценивания в структуре учебного взаимодействия.

 Проблема оценивания в психологической и педагогической науке представлена в разных аспектах: структура и функции оценивания (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов, Л.М. Фридман и др.); оценивание как компонент теоретического мышления (В.И. Андреев, В.В. Гузеев и др.); оценочная деятельность как вид психологической активности (Ю.М. Забродин, А.А.Понукалин и др.); личностно ориентированная направленность оценки (А.Н. Алексеев, В.В. Сериков, А.В. Хуторской, И.С. Якиманская и др.); роль возрастных особенностей обучаемых в формировании оценочных шкал (В.В. Гузеев, Б.С. Круглов и др.); необходимость формирования оценочных умений у учащихся (Д.Б. Эльконин, А.Б. Воронцов и др.); способность учащихся к оценке и ее влияние на развитие самодостаточности, самоконтроля, самостоятельности, интеллектуальных и личностных качеств (А.В. Савенков, A.M. Матюшкин, Л.А Фролова и др.).

В преобладающем большинстве педагогических и психологических исследований оценка изучается как необходимый компонент учебной деятельности, направленный на измерение соответствия знаний уровню учебной программы, как средство стимулирования учебно-воспитательного процесса и регуляции поведения школьников (Ш.А. Амонашвили, А.В. Захарова, А.В. Петровский и др.).

Среди диссертационных исследований последних лет, посвященных проблеме оценочной деятельности, следует выделить работы Е.В. Иванковой, И.С. Ломакиной, Н.Н. Радченко, Е.В. Сергеевой, А.В.Захаровой.

Понятие «самооценка» является одним из наиболее часто используемых в научной психологии. Анализ литературы позволяет сделать вывод о том, что на рубеже веков растет интерес к феномену самооценки.

Изучение самооценки как центрального образования в структуре личности, в формировании образа «Я» и становлении межличностных отношений, ее связи с направленностью, целеполаганием, ценностными ориентациями представлены в классических работах  Ш.А. Амонашвили, А.Г. Асмолова, Б.С. Братуся, Л.В. Бороздиной, Я.Л. Коломинского, И.С. Кона, А.И. Липкиной, СР. Пантилеева, А.А.Реана, Е.А. Серебряковой, А.С. Славиной, С.В. Спичак, В.В. Столина, Г.А. Цукерман, М.Б. Позиной и др.

Проблема отдельных аспектов самооценки как компонентов интеллектуальной деятельности, рефлексивного, творческого мышления, как условий адаптации личности рассматривалась в работах Д.Б. Богоявленской, Ю.С. Бабахан, А.С. Зак, А.Н. Крылова, B.C. Магуна, А.К. Осницкого, И.А. Симоненко, В.Ф. Шаталова, Н.Е. и др.

Теоретико-методологической основой  инновационного проекта являются результаты прикладных научных исследований, апробированные в ходе экспериментальной деятельности, имеющие научно подтвержденную социальную и экономическую значимость.

В основу проектирования учебного процесса положена модель контрольно — оценочной деятельности учителя и учащихся, разработанная Н.И. Запрудским. Это исследование отражает новый подход к пониманию условий формирования оценочного компонента учебной деятельности. В предлагаемой автором модели активная оценка рассматривается как стратегия обучения, структурируемая следующими компонентами: принятие учащимися цели и содержания занятия, совместная выработка критериев оценивания, осуществление обратной связи, техника задавания вопросов, использование ключевых вопросов, организация взаимооценки и самооценки, различных форм учебного взаимодействия, выработка единой стратегии действия учителя и родителей в становлении оценочной самостоятельности.

Анализ тематики педагогических исследований позволяет сделать вывод о том, что для успешного развития составляющих когнитивной сферы учащихся необходима разработка такого подхода к оцениванию образо­вательных результатов учащихся, который позволил бы связать оценку с индивидуальным приращением образовательных результатов (знаний, умений, компетентностей и т.п.) учащегося и создать условия, в которых учащийся получает опыт планирования и реализации процесса собственного обучения, тем самым выращивая (по определению Г.А. Цукерман) «здоровую самооценку».

1.2.Сущность инновационной модели

Структурирование модели активной оценки образовательного процесса и результатов учащихся как фактора когнитивного развития осуществлялось в логике комплекса экспериментальных исследований.

В структуре   инновационной модели выделены три основных компонента                                                                                                           1)активная оценка образовательного процесса и результатов учащихся;    2) когнитивное развитие учащихся;                                                         3) «Я-концепция».

Основу компонента активной оценки составляют апробированная технология позитивной оценки достижений учащегося общеобразовательной школы – «формирующая оценка» результатов образования – лаборатория модернизации образовательных ресурсов (Самара) совместно с экспертами отдела образования графства Нортумберленд и школы г. Кремлингтон (графство Нортумберленд), а также отделом политики и стандартов Кэмбриджского экзаменационного синдиката при поддержке Британского Совета/ Отдела культуры посольства Великобритании в Москве, а также исследования Н.И.Запрудского по контрольно-оценочной деятельности в различных моделях обучения, где акцентируется внимание на активной оценке, которая существенно усиливает личностно ориентированный подход в оценочной деятельности субъектов образовательного процесса.

Когнитивный аспект базируется на экспериментальных исследованиях М.Е.Бершадского в области когнитивного развития учащихся, моделей  Гилфорда «Структура интеллекта», в которой содержится описание разных типов когнитивных способностей и Блума «Таксономия целей обучения», использование которой облегчит планирование учебного процесса, будет способствовать выработке методики и процедур оценки.

Третий компонент модели – «Я-концепция» – основывается на теоретической модели и результатах экспериментальных исследований А.В.Захаровой в монографии «Психология формирования самооценки», диссертационных материалах «Когнитивная самооценка и объективные показатели интеллектуальной деятельности» Позиной М.Б.

Комплексное использование указанных источников позволило наполнить содержанием каждый компонент инновационной модели.               Первый компонент модели раскрывает активную оценку образовательного процесса и результатов учащихся как отражение идеи единства деятельности учителя и ресурса для планирования обязательных результатов.

Деятельность учителя по организации активной оценки представлена в виде следующих последовательных действий:

1) определение планируемых результатов обучения;

2) организация деятельности учащихся по планированию и достижению субъективно значимых образовательных результатов;

3) сопровождение достижения учащимся запланированных результатов обучения с помощью механизмов обратной связи.

Ресурсы для планирования образовательных результатов включают:

1) требования к деятельности учащегося и уровням достижения образовательных результатов  в зависимости от объективной сложности умственных операций;

2) инструмент организации обратной связи.                                               В содержательно-функциональном аспекте когнитивного компонента модели отражается мониторинг составляющих когнитивной сферы и уровень достижения образовательных результатов.

Мониторинг составляющих когнитивной сферы непосредственно связан с деятельностью учителя. Для обеспечения когнитивного развития учащихся в ходе учебного процесса необходимо, чтобы содержание обучения, применяемые учителем методы, формы, средства и приёмы обучения соответствовали актуальному уровню когнитивного развития каждого ученика.     Для изучения актуального уровня развития необходимы данные мониторинга, который включает диагностику четырех составляющих когнитивной сферы:

1) базовые когнитивные характеристики интеллекта (уровень развития и структура вербального, математического, пространственного интеллекта; уровень развития кратковременной памяти; стратегии формирования абстрактных понятий; уровень интеллектуальной лабильности, вербальной и невербальной креативности);

2) общеучебные (метапредметные) умения (восприятие и переработка информации, заданной в письменной и устной формах; поисковые умения; перекодирование информации; экспериментальные умения);

3) межпредметные знания и умения (владение декларативными и процедурными знаниями на уровне воспроизведения; владение процедурными знаниями на уровне применения);

4) предметные знания и умения (владение декларативными и процедурными знаниями на уровне воспроизведения; владение процедурными знаниями на уровне применения).

На основе данных, полученных в ходе проведения мониторинга, определяются уровни когнитивной и общеучебной готовности школьника к усвоению новой информации. Мониторинг когнитивного развития представляет собой отслеживание процесса когнитивного развития учащихся. Когнитивность  рассматривалась нами как процессуальность действия и наличие внутренних механизмов, обеспечивающих осуществление оценочной деятельности с точки зрения постановки цели, готовности к выбору ее реализации.

Уровень достижения образовательных результатов включает воспроизведение, понимание, применение, анализ, синтез, оценку. В основу предлагаемого расположения результатов положен принцип иерархической зависимости, когда каждый последующий уровень результата сложнее предыдущего и обязательно включает его. Данная таксономия целей обучения охватывает только когнитивную сферу.

Целостность модели завершается компонентом «Я-концепция», «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой». Составной и неотъемлемой частью «Я-концепция» являются самооценка учащихся, оценочное воздействие учителя, родителей и их отношение к учебной деятельности.

Самооценка принадлежит к числу личностных образований, опосредствующих психическое развитие ребенка путем включения в динамические связи и отношения с другими феноменами психики.

А.В.Захарова отмечает, что ядро самооценки составляют принятые субъектом ценности, которые определяют специфику ее функционирования как механизма саморегуляции и самосовершенствования.

Компонент «Я-концепция»    состоит из трех аспектов – когнитивного, оценочного и поведенческого, функционирующих в неразрывном единстве.  Первый аспект отражает знания человека о себе во всех областях и сферах жизни, наличие дифференцированных, глубоких по содержанию, реалистичных самопрезентаций. Когнитивная самооценка как компонент самооценочного мышления является своеобразной движущей силой интеллектуальной деятельности учащихся, а поскольку по своей сущности она должна быть сопряжена с измеряемыми объективными показателями, то ее качество определяется мерой адекватности этим показателям. Именно в этой ее сущности мы видим отличительный признак от традиционной самооценки.

Оценочный аспект представляет совокупность оценочных характеристик, отношений к имеющейся о себе информации на основе соотнесения с общей структурой собственных ценностей.

Поведенческие установки – действия, вызываемые образом Я и самооценкой, которые реализуются в продуктивной деятельности и общении с окружающими.

Качественное различие выделенных компонентов придает их единству внутренне дифференцированный характер.

Программа деятельности по формированию модели активной оценки образовательных результатов учащихся

Внедрение модели активной оценки образовательных результатов

учащихся как средство их когнитивного развития

2.1. Условия и механизмы эффективности внедрения инновации

Опыт государственного учреждения образования «Средняя школа № 2       г. Сморгони» показал, что эффективность внедрения в практику модели активной оценки образовательных результатов учащихся как средства их когнитивного развития может быть обеспечена, если    образовательная система учреждения строится на следующих принципах:

               — согласованность функционирования всех подсистем школы;

                — гуманизация отношений между участниками образовательного процесса (администрацией, педагогами, учениками и их родителями);

               — творческое взаимодействие всех субъектов образовательного процесса;

               — открытость переменам, работа на опережение.

Управление инновационными процессами основывалось на принципах сотрудничества, индивидуального подхода, личностного стимулирования, коллективного принятия решений.

Вопросы внедрения метода активной оценки в образовательную деятельность педагогов школы рассматривались на заседании педагогического и методического советов школы с принятием управленческих решений, об эффективности которых  свидетельствует тот факт, что  все педагоги-инноваторы активно включились в работу по реализации проекта.

 Механизмом управления инновацией, оценки эффективности и развития проектной деятельности являлись формы совместной самоорганизующейся деятельности.

Для комплексной реализации инновационного проекта функционал был распределён между группами стратегического развития, методического и диагностического сопровождения.

Непосредственное руководство инновацией осуществляла группа стратегического развития. В состав группы вошли Савостенок П.Н., консультант проекта,  Апанасович А. Э., директор школы, руководитель проекта, Ануфриева А.В., заместитель директора по учебной работе. Цель группы заключалась в определении принципов управленческой деятельности и объектов управления, создании коллективного субъекта управления, выработке концептуально — технологических подходов, условий, критериев и показателей качества инновационной деятельности.

В группу методического сопровождения входили педагоги – инноваторы. Группой были обозначены условия проявления учебной инициативы школьника, определены эффективные формы учебного взаимодействия.

Для обеспечения аналитического состояния инновационного пространства в его динамике, выявления проблематики развития этого направления работала группа диагностического сопровождения, в состав которой вошли педагоги — инноваторы, педагог-психолог.

      Организация управления инновационным проектом осуществлялась на основе компетентностного, программно — целевого подходов.

Разработана комплексно-целевая программа по реализации проекта «Внедрение модели активной оценки как средства когнитивного развития учащихся» на 2013-2016 годы, организовано психологическое сопровождение инновационной деятельности,  участниками проекта велись педагогические дневники, разработаны критерии и показатели оценки эффективности инновационной деятельности.

   Членами инновационной творческой группы было организовано «горизонтальное управление» проектом и постепенное вовлечение в инновационную деятельность всех членов педагогического коллектива.

Темы инновационных исследований педагогов согласовывались с консультантом.   Разработаны функциональные обязанности всех участников, которые фиксировали итоги инновационной деятельности в педагогических дневниках.

Система управления представляла собой слаженный механизм. Так, эффективность планирования подтверждалась качеством научно-методического сопровождения реализации проекта, высокой рефлексивной оценкой педагогов.

Для обеспечения научно — методического сопровождения инновационной деятельности было налажено тесное сотрудничество на договорной основе между учреждением и консультантом проекта.

В ходе работы научно-методического семинара с участием консультантов по теме «Основные направления, подходы и технологии реализации инновационного проекта»      (июнь 2013) педагоги повысили свою компетентность  в области инновационной деятельности. Проведены обучающие курсы для педагогических работников «Инновационные технологии – учреждениям образования: логико-структурный подход в управлении проектной деятельностью» (октябрь 2013), организован семинар «Новые подходы к оцениванию образовательных результатов учащихся» с участием консультантов (ноябрь 2013).

В ходе работы научно-методического семинара с участием консультантов   П.Н. Савостенка,  Е.В.Радевич,   старшего преподавателя кафедры педагогики высшей школы и современных воспитательных технологий Белорусского государственного педагогического университета имени М. Танка М.В. Кудейко по теме «Активная оценка – новая стратегия обучения» (ноябрь 2014) были освещены актуальные вопросы формирования компетенций педагогов в области использования стратегии активной оценки.

Об эффективности обеспечения научно-методического сопровождения, повышения уровня методологической культуры педагогов свидетельствует то, что консультативная помощь, руководство педагогическим исследованием участников инновационной деятельности осуществлялись под руководством консультантов.

Проведены семинары «Эффективность конструктивного взаимодействия в системе «учитель-ученик-родитель» (2013/2014 учебный год), «Эффективные методы мотивации и оценки. Активная оценка» (2014/2015 учебный год).

  Результатом такой работы  стало осознание педагогами противоречий  между:

 актуальностью формирования у учащихся умений самооценки и недостаточной подготовленностью самих педагогов к делегированию учащимся данных полномочий;

ориентацией педагогов на оценку лишь учебных достижений учащихся и важностью оценки способов получения знаний, личностного роста и деятельности учащихся;

актуальностью участия родителей в оценочной деятельности и их недостаточной педагогической и психологической компетентностью.

Разрешению данных противоречий посредством изучения дидактических инструментов активной оценки как средства развития когнитивной сферы личности учащихся послужили индивидуальные исследования педагогов-инноваторов.

В 2015/2016 учебном году в рамках работы консультационного пункта «Диалог» была проведена консультация по вопросу «Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся в условиях внедрения модели активной оценки образовательных результатов»

С целью привлечения родительской общественности к развитию когнитивных способностей у учащихся был проведён для них практикум    «Ценность родительской педагогики».

Продуктивно работала инновационная творческая группа педагогов «Проектирование урока с активной оценкой». Было организовано взаимопосещение учебных и факультативных занятий с последующим   анализом и коррекцией деятельности.    Члены группы уделяли большое внимание обзору литературы, интернет — ресурсов, обмену опытом и идеями. Отмечена эффективность работы творческой группы (проведено 18 открытых учебных и факультативных занятий с использованием технологии активной оценки).

Проведён педагогический совет «Активная оценка – новая стратегия обучения» (протокол №8 от 23 апреля 2014 года). Был принят ряд управленческих решений, направленных на продолжение самообразования по изучению дидактических средств организации контрольно-оценочной деятельности, расширение  спектра оценочной деятельности учащихся, ориентированной на личный образовательный результат, взаимооценку, содержательную рефлексию,  проведение учебных и факультативных занятий с применением стратегии активной оценки.

Отчёты педагогов — инноваторов были заслушаны на совещании при директоре (февраль 2015).

Создан банк данных  эффективных методических средств по модулям «Целеполагание в стратегии активной оценки», «Место НаШтоБуЗу в образовательном процессе», «Активная оценка: активные дети + активные родители», «Обратная связь в активной оценке», «Ключевой вопрос», «Взаимооценка и самооценка». Проводилось консультирование по запросу.

Научно-методическое сопровождение осуществлялось через участие в семинарах, проводимых ГУО «Гродненский областной институт развития образования», семинарах Сморгонского РУМК, обсуждение проблемных вопросов с консультантами проекта.

 

2.2. Алгоритм внедрения инновации

       Для  успешного внедрения инновации по достижению образовательных результатов учащихся необходим набор инструкций, описывающий  действия в следующем порядке:

  1. Ресурсное обеспечение внедрения инновации (кадровое, мотивационное, материально-техническое, информационное, финансовое)
  2.    Освоение педагогами педагогических, управленческих компетенций, направленных на обеспечение достижения и оценку образовательных результатов учащихся (семинары, проблемные лекции, психологические тренинги личностного роста педагогов, самообразование, дистанционные консультации)

       3.Соблюдение этапов внедрения модели:

        3.1.  Проблематизация (выявление и анализ проблем в действующей системе оценивания образовательных результатов обучающихся)

       3.2. Концептуализация (поиск комплекса идей для внедрения модели активной оценки, определение концепции научно-методического сопровождения инновационной деятельности)

        3.3. Программирование (разработка нормативной модели деятельности  по реализации инновационных идей, создание системы научно-методического сопровождения внедрения модели)

        3.4. Планирование (разработка действий, являющихся организующим началом внедрения модели, совместное обсуждение и осмысление целей нововведений, обоснование и постановка цели, планирование путей её достижения (определение задач), составление плана действий, определение функционала школьного координатора)

        3.5. Организация совместной деятельности всех субъектов образовательного процесса ( формирование ресурсов и организационных форм осуществления инновационной деятельности, освоение учителями стратегии активной оценки,   анализ своих результатов и результатов коллег после внедрения данной стратегии,  представление полученного опыта и его обсуждение на школьных методических формированиях, педсовете)

          3.6. Конструирование новой практики (внедрение инновации в массовую практику)

         3.7. Рефлексивное оформление и обсуждение результатов внедрения инновации (коллективное осмысление действий,  соотнесение достигнутых результатов с критериями).

         3.8. Оформление опыта управленческой и педагогической деятельности

   3.9. Предложения по продвижению и тиражированию инновации                                (использование следующих каналов диссеминации: информационный — выпуск и издание литературы, рассказывающий об инновации, создание сайтов или блогов в сети Интернет коммуникационный — профессиональные события).

        3.10. Перспективы развития опыта (дистанционный обмен материалами  между учреждениями,  совместное проектирование и проведение мероприятий по диссеминации инновационного опыта, консультирование   субъектов инновационного опыта, оказание им методической помощи в технологизации обобщения и представления опыта, использование различных способов презентации общественности результатов инновационной деятельности: участие педагогов в форумах и конференциях, фестивалях и конкурсах, публикации в научно-методических изданиях и в сети Интернет, организация и проведение семинаров,  мастер-классов).

Методические материалы

Сценарий урока географии в 6 классе учитель географии высшей квалификационной категории

Михаськова Галина Брониславовна

Тема урока: Внешние силы Земли. Выветривание

Количество часов в изучаемом разделе: 8

Место урока в изучаемой теме: 3 урок

Уровень предъявления содержания: базовый, 6 класс

Тип урока: урок изучения новой темы

      Оборудование: учебник, мультимедийная установка, презентация по теме урока, оценочные листы, тестовые задания для выходного рефлексивного теста

Цель учителя:

учащиеся будут знать   о влиянии внешних сил Земли на формирование поверхности и видах выветривания;

учащиеся будут уметь  давать характеристику различным видам выветривания;

 смогут выполнить рефлексивный тест.

Цель на языке учеников: в конце  урока вы будете

знать, что такое выветривание, виды выветривания;

уметь объяснить причины физического, химического и биологического выветривания, влияние внешних сил на формирование рельефа земной поверхности;

сможете  выполнить тестовые задания.

 На Што БуЗУ: при оценке уровня усвоения материала темы я буду (и вы будете) обращать внимание на:

умение строить ответ, используя правильную географическую речь;

знание видов выветривания;

знание терминов и определений;

умение правильно объяснять влияние внешних сил на формирование рельефа Земли;

умение пояснять причины возникновения выветривания;

умение распознавать и описывать виды выветривания;

умение выявлять причины различных видов выветривания;

умение сравнивать виды выветривания.

На Што БуЗУ для домашнего задания:

Знать определение понятий: выветривание, химическое, физическое, биологическое выветривание, кора выветривания.

Знать виды выветривания и их отличие.

Привести примеры, которые раскрывают механизм физического,химического,биологического выветривания.

      Ход урока

         I.Организационный момент

 Психологическая установка на работу

Приветствие учащихся. Настрой на позитивную, результативную работу. Сообщение о накопительной системе оценивания

  1. II. Проверка домашнего задания
  2. Фронтальный опрос (метод «Неподнимания руки»)

а) как на карте обозначают действующие и потухшие вулканы?

б) что относится к внутренним силам Земли?

в) каков результат действия внутренних сил?

г) изменяют ли рельеф Земли землетрясения?

д) какова роль вулканизма?

е) какие вулканы считают потухшими?

Ж) где происходит извержение вулканов?

  1. Индивидуальная работа на карточках:

а) схематически нарисовать вулкан и показать его основные части;

б) по географическим координатам определить вулканы и показать их на карте;

в) по названиям вулканов определить их географические координаты и показать на карте;

  1. Географический диктант, взаимопроверка с занесением отметок в оценочный лист (оценочный лист прилагается)
  2. II. Мотивация и стимулирование к учебной деятельности обучающихся

Эпиграфом к нашему занятию будет служить высказывание Ральфа Эмерсона: «Способность видеть чудеса в обыкновенном — неизменный признак мудрости». А что для каждо­го из вас означают слова «чудо», «чудеса», «чудесный»? А слово «мудрость»?

         В словаре С. И. Ожегова чудо — нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью; мудрость — глубокий ум, опирающийся на жизненный опыт. А для меня чудо — это наша огромная планета, а чудеса — все природные процессы, которые на ней протекают. Вот об одном таком удивительном процессе я предлагаю вам сегодня поговорить. Но сначала давайте попробуем узнать, что это за процесс.

Много миллионов лет назад, когда по Земле ходили динозавры, жил красивый огромный великан. Дома у него не было, потому жил он под открытым небом. Днем нещадно па­лило солнце, ночью дул холодный пронизывающий ветер. Иногда на солнце набегали тучи, и тогда великану приходилось очень туго, потому что каждый раз такая туча проливалась мощным ливнем. Так продолжалось день за днем, год за годом, что поряд­ком подорвало здоровье великана. Тело его постепенно покрылось ранами, которые причиняли ему нестерпимые страдания, и он начал быстро стареть. Он становился все меньше и меньше и таял буквально на глазах. Настал день, когда от великана не осталось ничего, кроме горсти песка… (учитель пропускает песок между ладонями).

III. Актуализация знаний

Кто этот великан? Почему он погиб? О каком природном про­цессе шла речь? Что мы с вами уже знаем об этом процессе? Что хотели бы еще узнать?

Учитель инициирует поиск ответов на вопросы:

Учитель: Вы уже знаете, что внутренние силы создают новые формы рельефа

Как вы считаете, эти формы неизменны?

Учитель: Я в подтверждение вашим словам хочу показать фотографии, уникальные природные объекты, созданные природой

Почему так происходит? Как называется это явление природы?

  1. IV. Целеполагание

 Учитель: Об этих силах мы узнаем сегодня на уроке.

Откройте тетрадки и запишите тему урока «Внешние силы. Выветривание».

Цель: в конце  урока вы будете знать, что такое выветривание,виды выветривания, уметь объяснить факторы физического, химического и биологического выветривания, влияние внешних сил на формирование рельефа земной поверхности;

сможете различать и давать описание различным видам выветривания, учиться применять полученные знания на практике, выполнять тестовые задания.

На Што БуЗУ: при оценке уровня усвоения материала темы я буду (и вы будете) обращать внимание на:

  • умение строить ответ, используя правильную географическую речь;
  • на знание видов выветривания;
  • на знание терминов и определений;
  • умение правильно объяснять влияние внешних сил на формирование рельефа Земли;
  • умение пояснить причины возникновения выветривания;
  • распознавать и описывать виды выветривания;
  • выявлять причины различных видов выветривания
  • сравнивать виды выветривания.

Физкультминутка

  1. V. Объяснение новой темы

(в форме презентации). Внешние силы Земли. Общее представление о выветривании.

Учитель предлагает прослушать небольшой отрывок из текста «Как Солнце, воздух, вода и растения изменяют облик Земли».

«Стоит только задуматься о том, какая сила руководит всеми природными процессами на поверхности Земли, то при­ходишь к выводу, что это наше неутомимое светило — Солн­це. Оно руководит воздухом, водой и всеми растениями на Земле. Взять, к примеру, каменную скалу. Днём солнечные лучи разогревают её поверхность, а ночью она быстро осты­вает. Вещество, из которого состоит эта скала, подвергается расширению и сжатию. Со временем на поверхности скалы появляются трещины. Потом они углубляются и от моно­литной глыбы откалываются большие и маленькие куски. Ветер сдувает эти обломки. Вода проникает в эти образовав­шиеся щели и ещё больше разрушает камень… Не остаются безучастными к разрушению горных пород и некоторые рас­тения. На голых скалах селятся лишайники. Ветер заносит их мельчайшие споры в трещины, и они прорастают, плотно прикрепляются к камню, постепенно разъедая его».

Это работа солнца, ветра и воды, живых организмов, ледников. Их относят к внешним силам, которые создают рельеф Земли.

Учитель: Что же такое выветривание? (обратимся к учебнику с. 79).

К сожалению, на Земле нет ничего вечного. Все горные породы подвергаются активному выветриванию. Ежегодно из-за выветривания Великая пирамида в Гизе уменьшается в высоту на 0,2 мм. Для того чтобы гранит превратился в глину требуется 50-90 тыс. лет. И так день за днем, год за годом формируются обломочные горные породы — щебень, галька…

Учитель: Итак, выделяют три вида выветривания: физическое, химическое и биологическое.

Чтобы понять, как это происходит, я предлагаю работу в парах:

1 ряд: физическое выветривание

Физическое выветривание. Слайд «Главная при­чина физического выветривания». Учащиеся рассказывают о том, что физическое выветривание происходит из-за темпе­ратурных колебаний. Знакомят учащихся с явлением «стре­ляющих камней» и причинами, по которым оно происходит». Рассказывают о физическом выветривании в умеренных широтах. Из рассказа учащихся все узнают о том, что в полярных широтах одновременно действуют и большая температурная разница, и свойства воды.

2 ряд: химическое выветривание

Химическое выветривание. Слайд «Главная при­чина химического выветривания». Учащиеся отмечают, что под воздействием воздуха и его составных частей, воды и растворённых в ней веществ и газов происходит химическое выветривание, рассказывают о разрушении горных пород,

 3 ряд: биологическое выветривание

Биологическое выветривание. Слайды «Главная причина биологического выветривания — воздействие живых организмов», «Разрушение горных пород корнями деревьев». Учащиеся рассказывают о том, что в биологическом выветри­вании особое значение имеют высшие растения, особенно де­ревья, корни которых, проникая по небольшим трещинам вглубь, увеличивают трещины, способствуют механическому разрушению горных пород. Кроме того, корни растений вы­деляют органические кислоты, способствующие выветриванию горных пород.

  1. VI. Закрепление изученного материала (приём неподнимания руки) Учитель пред­лагает ученикам подумать, существуют ли факторы, которые могут либо ускорить, либо замедлить процесс выветривания. Слайды «Если мы говорим “биологическое выветривание»», означает ли это, что оно происходит только под влиянием живых организмов?», «Куда деваются продукты, которые образуются в результате выветривания?».Слайд «Можно ли хозяйственную деятельность человека назвать фактором, который влияет на процесс выветривания

Краткие ответы учащихся.

Учитель: обратимся к учебнику на с. 80, рис.40. Чем можно было бы дополнить эту таблицу? Что формируется в результате выветривания?

Ответы : кора выветривания

Учитель: Наш урок подходит к концу. И в последний раз сегодня вам представится возможность добавить несколько баллов в ваши копилки. Я предлагаю вам ответить всего на 5 вопросов, которые помогут вам добавить

баллы, а мне определить те моменты, которые остались для вас непонятными.

Дети выполняют тест. Самопроверка, ответы на экране (метод Светофор)

Тест:

  1. Выветривание – это….
  2. Главными причинами выветривания являются:
  3. Физическое выветривание характерно для районов:
  4. Какое выветривание связано с участием живых организмов?
  5. Какое выветривание связано с колебанием температур?

VII.  Рефлексия. Подведение итогов урока  Учащимся предлагается еще раз поразмышлять над ключевым вопросом урока: о каком природном процессе шла речь на уроке? (приём «Неподнимания руки»).

— Достигнуты ли цели сегодняшнего урока?

— Какие затруднения возникли во время изучения нового материала, как их преодолеть?

— Комфортно ли было работать на уроке?

— Довольны ли Вы собой?

        VIII. Домашнее задание:

Прочитать параграф 16 и ответить на вопросы после него.

Написать 5 самых важных, по твоему мнению, фактов о выветривании.

Сцэнарый урока беларускай мовы ў 6 класе

 

Сцэнарый урока беларускай мовы  ў 6 класе

Настаўнік беларускай мовы і літаратуры 2 катэгорыі ДУА “Сярэдняя школа №2 г.Смаргоні”

Петрушэвіч Вольга Уладзіміраўна

Тэма ўрока: Трыванні дзеяслова

Мэта урока: плануецца, што вучні засвояць паняцці “закончанае і незакончанае трыванне дзеяслова”, навучацца правільна вызначаць трыванне дзеясловаў , ўтвараць дзеясловы пэўнага трывання і ўжываць дзеясловы пэўнага трывання ў маўленні

Мэта на мове вучняў:

  • ведаю, якія бываюць трыванні дзеясловаў
  • умею вызначаць трыванне дзеяслова
  • умею ўтвараць дзеясловы пэўнага трывання
  • умею ўжываць у маўленні

НаШтоБузу:

  • веданне марфалагічнай катэгорыі “трыванне дзеяслова”
  • уменне беспамылкова вызначаць трыванне дзеясловаў
  • уменне ўтвараць дзеясловы закончанага трывання ад дзеясловаў незакончанага трывання і наадварот
  • уменне ствараць тэкст на прапанаваную тэму

Ход урока

І. Арганізацыйны момант

Настаўнік: Сардэчна вітаю ўсіх, сядайце, калі ласка. Паважаныя сябры! Запляскайце ў далоні тыя, хто любіць вясну. Заплюшчыце вочы тыя, каму падабаецца чытаць вершы. Патрыце вушы тыя, хто гатоў актыўна працаваць. Усміхніцеся тыя, хто лічыць, што веданне беларускай мовы спатрэбіцца ў жыцці. Дзякуй!

Але ці магчыма аб’яднаць у адно цэлае на ўроку вясну, паэзію, працу, беларускую мову? Паспрабуем гэта зрабіць разам. Жадаю поспехаў! А каб вашы поспехі не засталіся незаўважанымі, вы будзеце фіксаваць іх у лісце самаканролю. Падпішыце свае лісты. (Дадатак 1)

ІІ. Праверка дамашняга задання

На дом вы атрымалі розныя дамашнія заданні ў залежнасці ад узроўню засваення мінулай тэмы. (Дадатак 2) Зверце правільнасць выканання дамашняга задання з эталонам на слайдзе. Занясіце свае вынікі ў ліст самакантролю.

(Кожны вучань ацэньвае сам сябе)

ІІІ. Актуалізацыя раней набытых ведаў

Настаўнік прапануе сумесна разгадаць крыжаванку (выкарыстоўваецца метад “Непадымання рукі”):

  1. Часціна мовы, якая абазначае дзеянне (дзеяслоў)
  2. Часціна, якая з дзеясловамі пішацца асобна (не)
  3. Неазначальная форма дзеяслова (інфінітыў)
  4. Адна з катэгорый дзеяслова (час)
  5. Дзеяслоў указвае на таго, хто ўтварае дзеянне (асабовы)
  6. Член сказа, якім звычайна з’яўляецца дзеяслоў (выказнік)
  7. Гэты дзеяслоў абазначае дзеянне, якое накіравана на самога ўтваральніка дзеяння (зваротны)
  8. Марфема, пры дапамозе якой утвараюцца зваротныя дзеясловы (постфікс)

Настаўнік: Якое слова атрымалася ў выдзеленым слупку? Гэта яшчэ адна катэгорыя дзеяслова. Трыванне дзеяслова – гэта тэма нашага сённяшняга ўрока (Запісваю тэму на дошцы)

  1. IV. Мэтавызначэнне

Настаўнік: Вы ведаеце тэму ўрока, а зараз давайце вызначым мэты, чаго вы павінны дасягнуць.

На дошцы вывешаны словы:

Ведаю:

Умею:

Вучні называюць, а настаўнік запісвае на дошцы. Вызначаецца НаШтоБуЗу.

  1. V. Знаёмства з новай тэмай

На слайдзе карцінкі: Хлопчык ловіць рыбу – злавіў рыбу

Вогнішча гарыць – дагарэла.

Праца ў парах. Вучні атрымалі алгарытм разважання. І па ім абмяркоўваюць. (Дадатак 3)

Вучні, якія гатовыя адказваць, падымаюць зялёную картку. Настаўнік выклікае агучыць свае вывады. (выкарыстоўваецца метад “Светлафор”, метад “Непадымання рукі”)

Настаўнік: Давайце зверым свае вывады з падручнікамі. Ст. 238 (Вучні чытаюць правіла)

Ці правільнымі былі нашы вывады?

Што новага даведаліся з правіла?

Зварот да мэты ўрока. Давайце звернемся да мэты, якую мы вызначылі на пачатку урока. Цяпер мы ведаем, што… (Метад “Непадымання рукі”)

Вучні прагаворваюць правіла

  1. VI. Выпрацоўка ўменняў і навыкаў
  2. Арфаграфічная хвілінка.

Вёска Саматэвічы, Касцюковіцкі раён, Магілёўская вобласць, сям’я, тысяча дзевяцьсот чатырнаццаты, часопіс “Полымя”, верш “Бывай”, песня.

Узаемаправерка. Звяраюць са слайдам. Выстаўляюць балы сваім сябрам у ліст самакантролю.

  1. Падрыхтаваны вучань расказвае пра А.Куляшова
  2. Музычны дыктант

Настаўнік: А зараз я прапаную вам незвычайны музычны дыктант. Давайце паслухаем песню “Алеся” на словы А. Куляшова, музыку напісаў І.Лучанок (слухаем адзін куплет і прыпеў). Падчас праслухоўвання ваша задача выпісаць усе дзеясловы, якія вы пачуеце. На партах ляжыць тэкст гэтай песні, якім вы можаце карыстацца. (Дадатак 4)

Два першыя дзеясловы для ўзору разбіраем сумесна, а астатнія самастойна.

Абмяняйцеся сшыткамі. Звярце са слайдам. Занясіце вынікі ў ліст самакантролю.

Фізкультхвілінка (рэлаксацыя пад музыку)

Заплюшчыце вочы. Уявіце, што прама ў твар вам свеціць сонейка. Вы цягнецеся насустрач яго цёплым праменням. Ваша цела напаўняецца сілай, бадзёрасцю. Злавіце адзін праменьчык, пакладзіце яго сабе ў сэрца. Злавіце другі – аддайце свайму сябру па парце. Злавіце яшчэ некалькі праменьчыкаў, іх пакіньце тым, каго вы любіце. Дакраніцеся далонькамі адзін да аднаго. Няхай святло вясновага сонейка застанецца ў вашых сэрцах.

  1. а) На слайд выведзены радкі з верша Куляшова “Над брацкай магілаю”.

Ёсць пад Стараю Русаю

руская вёска Лажыны.

Там, нібы ў Беларусі,

і вербы растуць і рабіны.

Там жаўцеюць

Прыгожыя

Краскі

За вёскай у лузе,

Там ржавеюць

Варожыя

Каскі,

Нібы ў Беларусі.

Там магіла ёсць брацкая ў лузе

за вёскай Лажыны,

Там хлапцы беларускія

чэсна галовы злажылі.

Да якога трывання належаць падкрэсленыя дзеясловы?

Запішыце іх у сшытку ў слупок.

Пры дапамозе прыставак утварыце дзеясловы закончанага трывання.

(Вучні звяраюць са слайдам і заносяць у ліст самакантролю)

 

б) На слайд выведзены радкі з верша Куляшова “Калі вясною закукуе…” Калі вясною закукуе

Зязюля ў лесе раніцой,

Ты прыгадай вясну другую,

Бары на Міншчыне маёй.

Згадай усё, што сэрцу міла,

Што сэрцу дорага было.

Забудзь, што ўсё адгаманіла,

Адкукавала, адышло….

Забудзь, што рэху не вярнуцца

Ні да цябе, ні да мяне.

Забудзь!.. Хай сэрцы адгукнуцца

Адно другому па вясне.

Настаўнік чытае верш.

Настаўнік:Запісваем дзеясловы ў слупок, вызначаем трыванне.

Сумесна выконваем заданне: ад дзеясловай закончанага трывання ўтварыць дзеясловы незакончанага трывання.

  1. Творчае заданне

Работа ў групах. За вокнамі вясна. На слайдзе фотаздымак з вясновым пейзажам. Напішыце міні-сачыненне на тэму “Вясна прыйшла”. Выкарыстоўвайце дзеясловы толькі закончанага трывання.

Настаўнік ацэньвае работу кожнай групы пэўнай колькасцю балаў. Вучні ў групе павінны падзяліць гэты бал паміж сабой. І занесці сабе ў ліст самакантролю.

 

VII. Падвядзенне вынікаў

Настаўнік: Ці дасягнулі мы мэтаў, якія ставілі перад сабой у пачатку урока.

Падлічыце свае балы, якія вы набралі.

Расшыфроўка з’яўляецца на слайдзе.

Пастаўце сабе адзнаку.

3 – 4 вучні каменціруюць свае адзнакі.

VIII. Дамашняе заданне.

Настаўнік: Я традыцыйна прапаную дамашняе заданне на выбар, канкрэтныя рэкамендацыі па выкананні дамашняга задання вы атрымоўваеце на картках. (Дадатак 5)

Настаўнік заканчвае ўрок радкамі з верша А.Куляшова

Ужо даўно абрус зімовы

Сатлеў пад цёмнай яліной.

А лес маўчыць — яму, без мовы,

Як называць вясну вясной?

 

Ды вось, як першае прызнанне

Вясны маўклівым гушчаром,

Залётнай госці кукаванне

Завітвае ў дрымотны дом.

 

Гучней, гучней, пад небам сінім,

Пры заклапочанай вадзе,

Ажыўшым ясеням, асінам

Яно бясконцы лік вядзе.

 

Прыціхла непралазь лясная,

Як быццам чуе ўпершыню

Той гук, што пушчу вымярае

У шырыню і ў даўжыню.

 

Свет абуджае кукаванне,

На поўнач гонячы зіму.

I, парушаючы маўчанне,

Я адгукаюся яму.

 

 

Дадатак 1

Ліст самакантролю________________________________________

Дам.заданне

Арфагр.хвілінка

Музычныдыктант

ПераўтварэнніСпробапяра

Агульная колькасцьбалаў

Адзнаказа ўрок

Мінус 1 бал запамылку

1 бал за кожнае правільна напісанае слова1 бал за кожнае правільна вызначанае слова1 бал за кожнае правільна ўтворанае словаРаботуацэньвае

група

    

 

       

Дадатак 2

НаШтоБуЗУ да дамашняга задання па тэме «Зваротныя дзеясловы»

5 – 6 балаў

  1. Зможаш расказаць, што абазначаюць зваротныя дзеясловы і як яны ўтвараюцца.
  2. Практыкаванне 406. З прапанаванага тэксту выпішы зваротныя дзеясловы.
  3. Выканай работу акуратна, без памылак.
  4. Паўторыш правапіс уласных назоўнікаў і правапіс лічэбнікаў.

7 – 8 балаў

  1. Зможаш расказаць, што абазначаюць зваротныя дзеясловы і як яны ўтвараюцца.
  2. Утворыш ад прапанаваных ніжэй дзеясловаў, зваротныя:

Глядзець, ірву, сапсуе, падрыхтуеш,вучу, хваліць, кінуць.

  1. Выканай работу акуратна, без памылак.
  2. Паўторыш правапіс уласных назоўнікаў і правапіс лічэбнікаў.

9 – 10 балаў

  1. Зможаш расказаць, што абазначаюць зваротныя дзеясловы і як яны ўтвараюцца.
  2. Практыкаванне 453. Перакладзеш на беларускую мову 6 першых сказаў.
  3. Запішаш сказы акуратна, без памылак.
  4. Знойдзеш і падкрэсліш зваротныя дзеясловы.
  5. Паўторыш правапіс уласных назоўнікаў і правапіс лічэбнікаў.

 

Дадатак 3

Алгарытм разважання.

  1. Разгледзьце карцінкі на слайдзе і абмяркуйце ў парах, чым яны адрозніваюцца?
  2. Якое дзеянне абазначаюць дзеясловы піша, ловіць?
  3. Якое дзеянне абазначаюць дзеясловы напісаў, злавіў?
  4. Пастаўце пытанні да слоў піша, ловіць, а пасля да слоў напісаў, злавіў.

Дадатак 4

Музычны дыктант

Алеся

(Музыка І. Лучанка,словы А. Куляшова)

1.Бывай, абуджаная сэрцам, дарагая!

Чаму так горка, не магу я зразумець…

Шкада заранкi мне, што ў небе дагарае

На ўсходзе дня майго, якому ружавець.

Прыпеў:Пайшла, нiколi ўжо не вернешся, Алеся,

               Бывай, смуглявая, каханая, бывай!

               Стаю на ростанях былых, а з паднябесся

               Самотным жаўранкам звiнiць i плача май.

 

2.Пайшла, пакiнуўшы мне золкi i туманы,

Палынны жаль смугой ахутаных дарог.

Каб я хвiлiнаю нанесеныя раны

Гадамi ў сэрцы заглушыць сваiм не мог!

Прыпеў:Пайшла, ніколі ўжо не вернешся, Алеся.

Бывай смуглявая, каханая, бывай.

Стаю на ростанях былых, а з паднябесся

Самотным жаўранкам звініць і плача май.

                  

                                                                                                                   Дадатак 5

НаШтоБуЗУ да дамашняга задання па тэме «Трыванні дзеяслова»

5 – 6 балаў

  1. Зможаш расказаць, якія бываюць трыванні дзеясловаў і як іх вызначаць.
  2. Практыкаванне 455. Выпішаш дзеясловы, вызначыш трыванне.
  3. Выканаеш работу акуратна, без памылак.
  4. Паўторыш правапіс мяккага знака.

7 – 8 балаў

  1. Зможаш расказаць, якія бываюць трыванні дзеясловаў і як іх вызначаць.
  2. Практыкаванне 462. Уставіш прапушчаныя дзеясловы, патрэбнага трывання.
  3. Вызначыш трыванне дзеясловаў, якія ўставіў.
  4. Падкрэсліш гукі, якія чаргуюцца.
  5. Выканаеш работу акуратна, без памылак.
  6. Паўторыш правапіс мяккага знака.

9 – 10 балаў

  1. Зможаш расказаць, якія бываюць трыванні дзеясловаў і як іх вызначаць.
  2. Напішаш міні-сачыненне на тэму “Калі я стану дарослым…”
  3. Аб’ём сачынення 6 – 7 сказаў.
  4. Ужываць у сачыненні дзеясловы розных трыванняў.
  5. Стыль тэксту – мастацкі.
  6. Работа выканана акуратна, без памылак.

 

 

Без названия  Инновационный проект Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации ↓

 

 

 

 

 

 

Инновационный проект

Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации

Сроки реализации: 2020 - 2023 г.

Цель проекта - формирование социальной направленности поведения несовершеннолетнего во всех сферах его жизнедеятельности посредством внедрения модели организации индивидуальной профилактической работы.

Задачи проекта:

1. Изучить существующие теоретические и практические подходы к профилактической работе с несовершеннолетними.

2. Разработать критерии дифференциации учащихся при проведении индивидуальной профилактической работы.

3. Определить тенденции формирования положительных черт личности на различных этапах индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними.

4. Разработать программу поэтапного педагогического взаимодействия для несовершеннолетних:

- не исполняющих или ненадлежаще исполняющих обязанности учащихся;

- совершающих противоправные действия;

5. Определить эффективные формы и методы педагогического взаимодействия с несовершеннолетним в рамках внедряемой модели.

6. Разработать учебно-методическое обеспечение, реализующее эффективное педагогическое взаимодействие при проведении индивидуальной профилактической работы.

Информационная характеристика инновационного проекта

  Инновационный проект «Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы в учреждении образования на ранней стадии выявления признаков десоциализации»

 Руководитель проекта: Савицкая Инна Васильевна, директор государственного учреждения образования «Средняя школа №2 г. Сморгони», 801592-4-68-10, е-mail: sch2@smorgon-edu.gov.by

  Разработчики проекта: Вильбик Татьяна Станиславовна, заместитель директора по учебной  работе государственного учреждения образования «Средняя школа № 2 г. Сморгони», тел. 8(01592)2 87 69, e-mail kovzantania@tut.by

  Научное сопровождение:

Бархерит Галина Яковлевна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психолого-педагогического сопровождения образования   государственного учреждения образования «Гродненский областной институт развития образования», тел. 8(029) 788 06 72, е-mail: galiy@tut.by

ПРОГРАММА реализации инновационного проекта «Внедрение модели организации индивидуальной профилактической работы с обучающимися на ранней стадии выявления признаков десоциализации»↓

Актуальность проекта↓

Основная идея инновационного проекта↓

Инновационная модель организации ИПР↓

Ожидаемые результаты↓

Литературные источники↓

Научное сопровождение проекта

Выдержки из диссертации Бархерит Г.Я.↓

Акт 1↓

Акт 2↓

Акт 3↓

Описание научных теорий и разработок↓

 

Из опыта работы ГУО СШ № 2 г. Сморгони в рамках инновационной деятельности

Из опыта работы по итогам 2021 года↓

Проект Равнение на Победу

Доска героев↓

Проект Равнение на Победу↓